Битва цветочных мафий за 8 марта

Цены на цветочном рынке в канун праздника 8 марта вырастут вдвое по сравнению с прошлым годом. Цветы в столицу везут из Голландии, Дании, Эквадора, Кении и находчивые оптовики ссылаются на повышение цен на таможне...

05 Марта 2010 10:01:41
автор: Елена Шуляк

 В этом году популярность 8 марта оказалась выше, чем Дня защитника Отечества. 23 февраля планировали отмечать только 66% опрошенных, рассказали Интерфаксу в исследовательском Центре РОМИР. Массовых гуляний в честь дня 8 марта не предполагается. Большинство россиян проведут этот день в узком семейном кругу. Социологи отдельно спросили женщин, чтобы выяснить, какие подарки самые нежеланные. Лидерами антирейтинга стали домашние питомцы, на втором месте – спортивный инвентарь, на третьем – мягкие игрушки. А на первом месте,как  обычно, цветы.

Опыт предыдущих лет гарантирует двукратный рост цен и многократное увеличение объемов сбыта. В преддверии 8 Марта все участники цветочного рынка прогнозируют резкое увеличение оборотов. По оценкам экспертов, объемы продаж 14 февраля и 8 марта обеспечивают порядка половины годовых показателей. Объемы, даже по сравнению с пятницами, увеличиваются 14 февраля минимум в два, а 8 Марта – в три раза.

По данным компании Fashion Flowers, рынок примерно в равных пропорциях делят между собой зарубежные (Голландия, Дания, Эквадор, Кения) и отечественные (Москва, Ижевск) производители. По словам руководителей агрофирм, производство живых цветов на срезку – процесс с длительной окупаемостью и большими рисками, отсюда и высокая цена на продукцию. Правда, столь резкое подорожание, которое происходит в преддверии праздника, – «заслуга» продавцов, а не производителей. По данным владельцев магазина, самое большее, на сколько повышают цены производители, – это 10–15 %, остальная наценка – от продавца.

Это может показаться странным, но цветочный рынок является самым закрытым с точки зрения получения информации. Ведь это множество розничных и чуть поменьше оптовых продавцов. Казалось бы, взять цифры оптовиков и розницы, сложить — и получишь нужные данные, сообщает Newslab.ru. Но здесь начинаются субъективные причины информационной закрытости — цветочники попросту не говорят о своем бизнесе. Лучше всего их позицию выражает мнение крупного столичного продавца: «Бизнес только с виду красивый и хорошо доходный, на самом деле — сложный, нередко на грани рентабельности», — рассказывает бизнесмен. 

С цветочниками, на самом деле, общаться очень трудно. Что касается крупных цветочных магазинов, то об объемах продаж они предпочитают на вопросы журналистов под разными предлогами не отвечать. Но иногда представителей цветочного бизнеса, которые готовы говорить, хоть и без конкретных цифр, все-таки удается найти.
«Цветочный рынок сейчас находится на полпути своего развития, — говорит директор компании «Флорес — цветы любимым» Елена Падерина. - Здесь все в сравнении: возьмем Новосибирск — там на каждом углу не ларьки с павильонами, а цветочные салоны, флористика. И нам нужно стремиться к этому». По мнению Падериной, до массовости цветочных салонов нам еще далеко. «Люди не приучены к цветочному искусству. Подход покупателей другой. Именно поэтому у нас преобладают ларьки и павильоны».

Цены, в первую очередь зависят от таможни, - говорят цветочники, - к праздникам размеры пошлин увеличились в два раза. Соответственно, поднялись оптовые, а вслед за ними и розничные цены. К слову, повышение пошлин к 8 Марта разрешено законом. Однако таможенники  эту информацию не подтверждают.
Россия продолжает оставаться ведущим импортером срезанных цветов, занимая по объемам шестое место в мире. На российской таможне стоимость импортируемых цветов в два раза выше, чем в среднем по миру (выше, чем в России, только в Швейцарии и Швеции). Причина заключается в том, что к нам в основном ввозятся розы, а, к примеру, во Францию — зелень для букетов.

Крупнейшими экспортерами срезанных цветов в Россию в стоимостном выражении традиционно являются Нидерланды и Эквадор, за ними следуют Колумбия и Израиль. По данным российского торгпредства в Голландии, в неделю в Россию завозится порядка 200 фур с голландскими цветами. Как формируются цены, эксперты показывают на простой схеме: если, условно говоря, в Голландии роза покупается за 1 рубль, у оптовика она стоит уже 2 рубля, у розничного торговца — в лучшем случае 3. Сами цветочники уверяют, что их доходы сильно преувеличены, а столь высокая цена цветов в рознице удаленностью России от мировых тепличных центров.

Примерно 40 % всех российских цветов потребляет Москва- 42 %, в Ростове-на-Дону (41 %) и Владивостоке (39 %). Личные расходы на цветы в Москве и в Санкт-Петербурге самые высокие: 38 евро (около полутора тысяч рублей) на душу населения. В крупнейших региональных городах — 21 евро (чуть больше 800 рублей).

Справка:

Ровно сто лет назад, в 1910 году, в Копенгагене состоялась 2-я Международная конференция работающих женщин (second International Conference of Working Women). Лидер женской группы социал-демократической партии Германии Клара Цеткин (Clara Zetkin) выдвинула идею празднования Международного женского дня. Она предложила, чтобы Женский день отмечался ежегодно в каждой стране в один и тот же день. Целью этого праздника Цеткин назвала борьбу женщин за свои права. С каждым годом женщины занимают всё более прочные позиции в политике, однако они по-прежнему слабо представлены в законодательных и исполнительных органах власти во многих странах мира. В настоящее время женщины занимают около 19% всех депутатских мест в мире. Среди глав государств их всего девять. В России среди парламентариев 14% женщин, а министров всего три. Праздник отмечается Организацией Объединенных Наций, а в некоторых странах — России, Беларуси, Украине, Китае, Болгарии — этот день является национальным праздником.

Елена Шуляк

смотрите также

показать больше статей