Торг здесь не уместен!

С 1 февраля вступает в силу новый Закон о торговле. Согласно ему все отношения между владельцами торговых сетей и поставщиками будут строго регламентированы. Однако специалисты считают, что Закон плохо доработан и вызовет неразбериху на рынке...

31 Января 2010 14:43:13
автор: Борис Бакир

 С 1 февраля вступает в силу новый Закон о торговле. Согласно ему все отношения между владельцами торговых сетей и поставщиками будут строго регламентированы.

Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в России» определяет правовые требования к организации и осуществлению торговой деятельности, включая вопросы антимонопольного и технического регулирования, а также информационного обеспечения.
 
Напомним, что разработка закона затягивалась несколько лет из-за ведомственных разногласий. В первом чтении Госдума одобрила документ в сентябре этого года. В правительстве надеялись, что закон вступит в силу с 1 января 2010 года.
Но он был лишь принят 28 декабря 2009 года и вступление в силу отложено до 1 февраля 2010. Это первый подобный закон, регулирующий отношения в сфере торговли. В документе подробно прописаны права и обязанности поставщиков, торговых организаций, антимонопольные ограничения, полномочия органов власти, сообщает областной департамент информации.
В конечном счете, от введения закона выигрывает потребительТому должны способствовать прозрачные условия торговли, прекращается взимание денег за мнимые услуги, которые навязываются поставщикам – например, такие, как плата за размещение на определенной полке. Ликвидация дополнительных платежей и повышение прозрачности отношений ритейлеров и производителей могут привести к снижению цен на товары.
 
Этому же способствуют прописанные в законе антимонопольные ограничения – на территории одного конкретного муниципального образования торговая сеть не может занимать более 25% от общего объёма всех реализованных на данной территории товаров. Ограничение применимо как к субъекту федерации, так и к каждому муниципальному району или городскому округу.
 
Москвы и Московской области это не коснется, так как в столичном регионе много крупных игроков на рынке. Но учитывать необходимо и то, что предприятие развивается поэтапно. Занимает 25% рынка муниципального района – дальше оно имеет право развиваться только в соседних районах, занимает 25% рынка субъекта федерации – начинает работать в других регионах.
В новом законе зафиксированы предельные сроки расчета с поставщиками за продовольственные товары – 10 рабочих, 30 и 45 календарных дней в зависимости от срока годности продукта.
 
В ближайшее время в правовых базах появятся комментарии к закону о торговле от законодателей и ведущих российских специалистов в области права. Кроме того, в Правительстве Российской Федерации завершается работа над необходимыми для эффективной работы подзаконными нормативно-правовыми актами.
 
Все четко и гладко?
Ранее первый вице-премьер РФ Виктор Зубков заявил, что не допустит изменения законопроекта о торговле. Первый вице-премьер заявил, что сложности с принятием этого документа были связаны с активным противодействием представителями торговых сетей. "Идет он непросто. Там лоббистов много", - констатировал Зубков. 
 
Помощник президента Аркадий Дворкович выступал за перенос рассмотрения Госдумой. Он сообщил, что обращался к главе администрации президента Сергею Нарышкину с письмом, в котором изложил ряд замечаний к "отдельным положениям" поправок к закону во втором чтении, в том числе к норме об ограничении в 10% размера бонусов за объемы продаж сетями продовольствия, норме об ограничении доли сетей в 25% локального рынка, ряду других норм. По его словам, принято решение передаче дальнейшей работы над поправками к законопроекту в аппарат правительства РФ, где этот вопрос курирует заместитель главы аппарата Андрей Белоусов. 
 
И все же противоречий внутри законопроекта хоть пруд пруди. В новом законе сформулирована норма, в соответствии с которой, хозяйствующие субъекты, доля которых превышает 25% объема всех проданных продтоваров в денежном выражении, не могут увеличивать присутствие на рынке. Данная мера носит антимонопольный характер и направлена на снижение розничных цен за счет формирования конкурентной среды. Притив этой нормы выстпули, прежде всего, представители крупного ритейла. В ответ представители одного из крупнейших ритейлеров России - X5 Retail Group N.V. - заявили, что новые правила приведут к росту цен на продукты и сокращению ассортимента. 
 
Законопроектом также предполагается, что Федеральная антимонопольная служба России будет штрафовать торговые сети за навязывание поставщикам условий поставки товаров и требование бонусов "за вход" на полки супермаркетов. За невыполнение закона будет налагаться штраф в размере от 500 тысяч до одного миллиона рублей.
Была принята поправка спикера Госдумы Бориса Грызлова и руководителя рабочей группы по подготовке законопроекта Андрея Голушко, согласно которой в случае, если в течение 30 дней на территории одного региона рост розничных цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости составит 30% и более, правительство вправе для стабилизации цен установить предельно допустимые розничные цены на эти товары в этом регионе, но не более чем на три месяца. Совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий назвал утверждение законопроекта о торговле нерыночным решением вопроса и поражением торговых сетей.
 
Свод барьеров
Народные избранники не продемонстрировали единства во время рассмотрения закона. К примеру, коммунисты стразу объявили, что он совершенно не соответствует своему названию – «Основы госрегулирования. "Он ничего не регулирует, не регламентирует, - сообщил член КПРФ Владимир Кашин. - В нем отсутствуют нормы о защите прав покупателей на приобретение качественных товаров и услуг по умеренным ценам. Есть Закон «О защите прав потребителей», но ценообразование – не его тема. На вопросы, какими будут цены, торговые надбавки на товары в магазинах и на рынках страны, особенно на социальные товары, продукты питания, коммунальные услуги – обязан был ответить закон о торговле. Но из него исчезли такие положения, как торговля промышленными товарами, коммунальными услугами, куда-то «ушла» норма о 25%-процентной торговой надбавке, существовавшая в проекте перед первым чтением. Куда девались самые важные пункты, нынешний вариант закона умалчивает".
 
«Единороссы» выступили с поправкой в статью 8, определив ее, как ограничитель по наценкам. В ней сказано: «…если в течение последних тридцати календарных дней на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них… на срок не более чем девяносто календарных дней. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливается правительством РФ».
 
Поправка не вызвала восторга у думцев. А коммунисты расценили ее, как путаную и бессмысленную. В ней не указано, о каких товарах идет речь. Непонятно, как будут контролироваться наценки, и будут ли подвергаться «стабилизации» цены, возросшие не на 30, а на 29%, 29,5%? Отсутствие внятных пояснений – на руку торговцам: то, что непонятно, то не наказуемо. «Поправка дискредитирует идею закона, мы обманываем рядового покупателя, принимать ее нельзя», заявил Сергей Решульский.
 
Борис Бакир
 

смотрите также

показать больше статей