Госкорпорации на продажу: с какой начать?

В кризис особенно выпукло видны все риски, которые возникли в результате создания госкорпораций. Поэтому последние должны быть ликвидированы как класс - об этом сегодня говорил президент Дмитрий Медведев.

21 Октября 2009 16:03:19
автор: Николай Колинов
На акционирование госкорпораций, которые действуют в конкурентной части экономики, необходимо пойти, заявил президент РФ Дмитрий Медведев в ходе встречи с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей, сообщает телеканал "Вести-24".

Минфин вообще считал, что госкорпорации создавать не нужно. У Минэкономразвития позиция иная. Например, в МЭР предлагают отказаться от компаний с госпакетами менее 25% или находящихся в процедуре банкротства. 

"По поводу акционирования госкорпораций, которые действуют в конкурентной части экономики. Я думаю, что на это нужно будет пойти", - сказал президент РФ Дмитрий Медведев, - "конечно, те госкорпорации, которые, действительно, существуют в иной среде, где мы пока не можем обеспечить нормальное конкурентное начало, останутся. Госкорпорации, которые созданы на срок и должны завершить свою жизнь распределением денег – они просто должны исчезнуть".

Убрать госкорпорацию ничего не стоит - так же легко, как и создать, - надо просто написать новый закон. Только нужно понимать: когда госкорпорацию расформируют, у государства ничего не останется. Вложенные деньги будут освоены, а бывшее госимущество, скорее всего, акционировано.

Поэтому особенно интересно, какие еще сферы будут отданы в руки новых крепких хозяйственников. "Но те госкорпорации, которые сегодня очевидно нужны, должны будут поменять свою организационно-правовую форму, - подчеркнул Медведев. - Нам такая форма не нужна, по большому счету. Я считаю, что мы в какой-то момент выпустили из-под контроля создание госкорпораций. Это не значит, что завтра их нужно закрыть. Они будут работать. Но, в конечном счете, станет вопрос: или акционерное общество, или ликвидация деятельности".

В период кризиса особенно выпукло видны все риски, которые возникают в результате создания все новых госкорпораций. С какой начать? Эксперты видят наибольшие проблемы в "Ростехнологиях" и ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации). Во-первых, сама по себе новая форма консолидации активов не гарантирует повышения качества управления. А поскольку объединяются весьма разнородные производства, никакого синергетического эффекта скорее всего не возникнет. Во-вторых, нерыночный характер госкорпорации угрожает подорвать позиции других игроков. В-третьих, создаются условия для "развращения" чиновничества. Зарплаты топ-менеджеров госкорпораций определяют советы директоров, так что, судя по всему, они значительно выше должностных окладов федеральных министров. При этом главы госкорпораций фактически пользуются всеми привилегиями чиновника федерального уровня.
 
Так что наиболее полно и точно положение госкорпораций описывает афоризм экс-премьера Михаила Фрадкова: "Работать в госкорпорации — все равно что в правительстве, только взятки брать нет необходимости".

Госкорпорации парадоксальным образом могут снизить инновационность российской экономики. В настоящее время в России сложилась достаточно благоприятная ситуация для развития рынка высоких технологий с использованием механизмов венчурного финансирования. 

Корпорации очень разные: одни по сути своей напоминают советское отраслевое министерство, другие - интернациональную компанию. Но всех их роднит уникальная организационно-правовая форма. Они - некоммерческие организации, но каждая создается специальным законом. И каждой корпорации государство безвозмездно дает либо средства в уставной капитал, либо имущество.

От частных компаний их отличает то, что они не гонятся за прибылью, но, с другой стороны, и не могут быть подвергнуты банкротству. В законе о каждой из госкорпораций прописано, что законодательство о банкротстве на них не распространяется, а в Гражданском кодексе банкротство подобных некоммерческих организаций не предусмотрено. И нигде не прописано, что делать с госкорпорацией, если она не выполнит свои финансовые обязательства. Ясно лишь, что ей не грозит распродажа имущества.

Умом такую форму трудно понять. Абсурдность в том, что собственником является корпорация, но не собственник назначает руководителя. Кому ж не понравится ситуация, когда вы можете получить на миллиарды долларов собственности, имеете полное право ею распоряжаться, а контроля за этим практически нет. Очень комфортно.

Всего в России шесть госкорпораций: Внешэкономбанк, затем "Олимпстрой" (для организации Олимпиады в Сочи), "Роснанотех" (для развития нанотехнологий) и Фонд содействия ЖКХ. После паузы - "Ростехнологии" на базе "Рособоронэкспорта" и "Росатом".

Затем власть решила, что коммерческими методами можно решать застарелые государственные проблемы. Сразу стало ясно, что делать с олимпийской стройкой и городом Сочи как курортом Краснодарского края. Экс-министр экономического развития и торговли Герман Греф несколько лет занимался обустройством Сочи. Потом быстро написали закон об "Олимпстрое", которому дали 186 млрд руб. в уставной капитал. В форму госкорпорации обернули и жилищно-коммунальную проблему - так появился Фонд реформирования и содействия ЖКХ, получивший 240 млрд руб. из бюджета. Замкнул тройку лидеров "Роснанотех", которому государство дало 130 млрд руб. для совершения нанотехнологического прорыва. Законы обо всех госкорпорациях писались в администрации президента, и главы их подбирались там же. 

Ранее президент Дмитрий Медведев уже заявлял, что госкорпорации - это временная необходимость. "Мы не собираемся вечно держать эти госкорпорации", - заявил Медведев, - "и создавать государственный капитализм". А вот в администрации президента уже подвели под эту неопределенную "временность" идеологическую базу. Мол, госкорпорации - это "новые центры развития", необходимые только потому, что у частного бизнеса отсутствует инновационная составляющая: инновации не обещают достаточной для покрытия всех рисков доходности. Сами ГК считают, что их жизнь вечна. "Олимпстрой" собирается эксплуатировать построенные 220 объектов для Олимпиады и после 2014 года. 
 
Николай Колинов

смотрите также

показать больше статей