Рецессия в шоколаде

В кризис людей тянет на сладкое. Рецессия, безработица и крах рынка жилья привели к росту спроса на сладенькое. Причем в невиданных доселе объемах - благодаря 37% скачку акций компании по производству сладостей Cadbury европейские рынки продемонстрировали небывалый рост.

08 Сентября 2009 12:25:54
автор: Николай Колинов
В кризис людей тянет на сладкое. Рецессия, безработица и крах рынка жилья привели к росту спроса на сладенькое. Причем в невиданных доселе объемах - благодаря 37% скачку акций компании по производству сладостей Cadbury европейские рынки продемонстрировали небывалый рост.
 
Торги на российском рынке акций начались ростом ведущих биржевых индексов. Что также связано с ростом рынков акций Европы, которые завершили понедельник в плюсе торги понедельника благодаря 37% скачку акций компании по производству сладостей Cadbury.
 
С момента обновления исторического минимума 9 марта европейский индикативный индекс прибавил уже 51%, поскольку инвесторы все больше убеждаются в хороших перспективах мировой экономики. Британская Cadbury, второй по величине в мире производитель сладостей, отказалась в понедельник от предложения американской Kraft Foods Inc о слиянии на сумму 16,7 млрд долларов.
 
В кризис людей тянет на сладкое. Ученые провели исследования и выяснили, что почти половина людей, страдающих от депрессии, испытывает желание съесть кусочек шоколада, чтобы поднять себе настроение. И маркетологи это подтверждают - шоколад, как продуктовая категория, особенно устойчив к рецессии.
Итог: рецессия, безработица и крах рынка жильяпривели к росту спроса на сладенькое. Даже цена на какао-бобы вырастет уже в 2009 году поднялась более чем на 25%. Все вращается вокруг маленьких радостей: если люди не могут позволить себе пообедать в ресторане, они идут и покупают плитку шоколада.
 
В итоге благодаря Cadbury  - британский индекс FTSE 100 прибавил 1,68%, немецкий DAX - 1,47%, французский CAC 40 - 1,50%. Индекс ММВБ вырос на 0,64% - до 1119,01 пункта. Индекс РТС поднялся до отметки 1100,08 пункта, что на 0,64% выше уровня закрытия предыдущего торгового дня. На обеих биржах в лидерах роста бумаги банков. В свою очередь главный аналитик ИК "ITinvest" Александр Потавин считает, что сегодня на наших биржах будет преобладать умеренный оптимизм. "В этой связи мы отдаем предпочтение акциям банковского и металлургического секторов нашего рынка. Выходят июльские данные из Великобритании по промышленному производству, а днем мы ждем аналогичных данных из Германии. В целом торговый день на наших биржах обещает быть малоактивным, хотя и оптимистичным", - подчеркнул Потавин.

Резкий спрос на шоколад во время кризиса обогатил производителей этого лакомства. Как давно известно, люди начинают есть больше шоколада, испытывая депрессию. Содержащиеся в шоколаде вещества стимулируют выработку эндорфинов, что делает нас счастливее и помогает наслаждаться жизнью.
 
Растущий спрос на сладости уже дает о себе знать на рынке. В то время как в других отраслях прибыли падают, производители кондитерской продукции, по крайней мере, сохраняют рентабельность. Крупнейшая компания сектора Cadbury Plc сообщает, что прогноз ее выручки и прибыли на нынешний год остается в силе. А ведущая шоколадная компания США Hershey Co. и вовсе продала в третьем квартале своих товаров на 6,4% больше, чем за тот же период прошлого года.

Какао — один из немногих сырьевых товаров, которые почти не испытывают негативного влияния рецессии. И рынок откликается на спрос. Если в сезоне 2007–2008 года мировое производство какао составило 3,7 млн тонн, то в 2009 оно вырастет до 3,9 млн. Самый крупный производитель какао-бобов — Кот-д'Ивуар. На долю этой страны приходится наибольший объем производства какао (почти 37% мирового предложения) нарастит за то же время сбор бобов с 1,37 млн тонн до 1,42 млн тонн.
 
В последние годы сладкоежкам больше нравились различные сорта премиум-шоколада. Особенно очевидна эта тенденция перехода в Западной Европе и Северной Америке. Это не удивительно. Именно здесь живут самые состоятельные покупатели. Сегмент покупателей люксовых марок выходит за пределы целевой аудитории потребителей с высоким доходом. Фактически этот сектор "отъедает" долю массового рынка. За 2008 год он вырос на 18%, а с 2002 года — более чем на 65%. Хотя такой рост впечатляет, на мировом уровне на долю этих марок приходится меньше 10%. Зато в Европе они занимают 12% рынка, а в США — 18%.
 
Рынок США исследователи используют как модель. Там и раньше продажи премиум-продуктов росли вопреки экономическим и даже террористическим угрозам, как, например, после терактов 2001 года. Аналитики полагают, что такое потребительское поведение свойственно покупателям и на других рынках развитых и развивающихся стран.
 
Россия не исключение, хотя сегодня и производители, и торговцы розничных сетей не готовы связать свои показатели с психологическими последствиями кризиса. Все они напоминают, что конец года характеризуется так называемым высоким сезоном — временем, когда традиционно растут продажи. Впрочем, шоколад не единственное средство от кризиса. Растут объемы продаж пива, табака, компьютерных игр.
Интересно и то, что экономическая депрессия обнаружила еще одну тенденцию - американцы потянулись к револьверам. Объем продаж огнестрельного оружия крупнейшего производителя США Smith & Wesson за последний квартал 2008 года вырос на 27,5%, сообщило агентство Associated Press, объясняя этот всплеск покупательской активности экономической депрессией и ожиданиями ужесточения режима продаж. Люди тратят свободное время и последние деньги – каждый по-своему.
 
Николай Колинов
 

смотрите также

показать больше статей