ФАС не будет трогать золотые яйца

Водители негодуют: что за дела – бензин стоит по-прежнему дорого, а нефть обвалилась более чем в 4 раза! Вот наконец-то за дело взялась Федеральная антимонопольная служба, которая в течение двух недель обещает начать расследования деятельности 251 компании.

05 Февраля 2009 15:23:00
Водители негодуют: что за дела – бензин стоит по-прежнему дорого, а нефть обвалилась более чем в 4 раза! Вот наконец-то за дело взялась Федеральная антимонопольная служба, которая в течение двух недель обещает начать расследования деятельности 251 компании.

Четверть тысячи розничных операторов, работающих на рынке нефтепродуктов могут подвергнуться взысканию со стороны ФАС. В их число входят все крупнейшие нефтяные компании России – это и ТНК и «Лукойл» и British Petrolium и даже «Роснефть». Их сотни, а ФАС обвиняет их в завышении розничных цен на топливо.
 
В пресс-центре РИА «Новости» руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил: «По данным мониторинга мы выявили 251 компанию работающую в рознице. В их числе все крупнейшие нефтяные компании нашей страны и все они - нарушают антимонопольное законодательство. В 50 регионах России будут проводится  расследования».
 
Что дадут эти расследования? По идеи они должны завершиться снижением цены на нефтепродукты. То есть ФАС намерено расправиться с «ценовым сговором» аж 251 нефтяной компании. И ввергнуть их в пучину конкуренции, тем самым заставив снижать цены. Как заметил Игорь Артемьев, «антимонопольная служба устала предупреждать нефтяные компании о необходимости снижать необоснованно завышенные цены».
 
По его словам. если бы не кризис, ФАС действовало бы решительнее. «Как только мы начинаем трогать нефтяные компании, начинают кричать о том, что мы режем курицу, которая несет золотые яйца, и если ее зарежут, то бюджет останется совсем без денег», - заявил Игорь Артемьев.
ФАС в течение всего января проводила мониторинг ситуации с ценами на бензин в стране.
 
Как ранее сообщал Weekjournal, за последние три месяца цена на бензин в Московском регионе опустились на 3,5 рубля.
 
На бензоколонках по-прежнему недопустимо высокие цены по сравнению с тем уровнем мировых цен и налоговой нагрузкой. ФАС осенью 2008 года признала, что "Роснефть", "Газпром нефть", "Лукойл" и ТНК-ВР летом минувшего года установили монопольно высокие цены на бензин, дизельное топливо, авиационный керосин.
 
Однако в Суде «Газпром» умудрился переспорить ФАС и наложенные штарфы не уплатил.
Напомним, что после того, как страны – члены ОПЕК договорились удерживать стоимость нефти на высоком уровне, Россия согласилась снизить темпы добычи на сотни тысяч баррелей. Аналитики предрекают нефтяной дефицит и рост розничных цен на горючее. В частности на высокооктановый бензин.
Почему нефть стоит 40 долларов за бочку, а бензин 10 долларов за 10 литров?
 
Эксперты бьют тревогу и относительно нехватки производственных мощностей. Специалисты уверяют, что при росте потребительского спроса на высокооктановый бензин, большинство нефтекомпаний просто не успеет провести реконструкцию действующих и строительство новых нефтеперерабатывающих заводов и автозаправочных станций, поскольку этот процесс в целом занимает более 5-7 лет. К тому же у нас даже нет планов на модернизацию, например за последние десять лет в России не был введен в строй ни один новый крупный НПЗ.
 
Сейчас в России существует 25 крупных НПЗ, и мощность переработки всех заводов составляет более 260 млн. тонн нефти в год. Пока этого достаточно, но учитывая динамику роста личного парка автомобилей у граждан, в ближайшие 1-2 года ситуация может коренным образом измениться.
Сейчас в стране существует даже небольшой профицит бензина, что связано с неготовностью автолюбителей переходить на более высокие по качеству марки топлива, стоят-то они дороже". Однако рынок вынуждает. В стране растут продажи иномарок, в основном за счет строительства в стране новых заводов-производителей, а в ту же "Тойоту" плохенький Аи-92 уже и не зальешь.
 
Итогом может стать вот что. По мнению экспертов, дефицит бензина может возникнуть уже в 2010 году, когда спрос и производство топлива практически сравняются. Именно тогда и возможен "бензиновый дефолт" - резкий скачок цен, и возникнет необходимость импорта топлива.
 
Некоторые улавливают в нарастающем энергокризисе веяния процессов глобалистских, иными словами, природное топливо со временем навсегда исчезнет с лица земли, а значит, человечество должно научиться использовать в работе альтернативные источники энергии. Чтобы утвердить их внедрение и поддержать разработку, нужны деньги, а они, в первую очередь, будут изъяты из цен на нынешнее топливо, по закону амортизации производства.
 
Между тем, сами потребители топлива не так уж безропотно относятся к беспределу, царящему в бизнесе. «Уже несколько лет мы пытаемся добиться принципиального пересмотра политики правительства в отношении цен на бензин, чтобы средняя стоимость бензина и дизельного топлива составила реальную стоимость – около 12-15 рублей за литр», - рассказал нам лидер народного движения автомобилистов «Свобода Выбора» Вячеслав Лысаков, - «для этого мы предлагаем, стимулировать развитие нефтепереработки в России, жестко контролировать качество топлива, специально переориентировать нефтепродукты на внутренний рынок».
 
Сейчас автомобилистам продают дешевый и некачественный бензин втридорога.
Как бы то ни было, а рост нефтяных цен российскую власть все-таки тревожит. По данным федеральной таможенной службы в экспорте России продолжает преобладать 66%-ная доля углеводородов.
Но пока власть, по всей видимости, решила накрепко зафиксировать цены на бензин.
 
Катерина СЕВРЮГОВА
 

смотрите также

показать больше статей