Ряд регионов останется без пригородного ж/д сообщения

Пассажирам придется пересесть с электричек на автобусы.

18 Марта 2014 21:41:28

Правительство России одобрило концепцию Минэкономики по развитию пригородного сообщения, в которой под вопрос поставлена целесообразность существования электричек во всех регионах, кроме Москвы и Петербурга, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в РЖД. 

 
 
 
 
В проблемных регионах пассажирам придется пересесть с электричек на автобусы.
 
По данным собеседников издания, концепция предлагает сохранить за федеральным бюджетом субсидирование железнодорожной инфраструктуры, а за регионами — долгосрочный заказ на перевозку пассажиров и компенсацию убытков пригородных пассажирских компаний. Однако в документе за регионами  закреплено право вообще отказаться от пригородного сообщения. 
 
Минэкономики предложило регионам, пересмотреть объемы заказов и переключиться на наиболее эффективные виды сообщения, например автобусы. Наименее платежеспособными являются Забайкалье, Вологодская, Владимирская, Ярославская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Тамбовская, Тверская области, а также Ставрополье, Чечня и Бурятия.
 
Прежде, чем субъект примет решение о ликвидации пригородных перевозок, ему предстоит согласовать это процедуру с Минтрансом.
 
СП о деятельности РЖД
 
Три месяца назад о проверке деятельности РЖД отчиталась Счетная палата РФ. Аудиторы Счетной палаты России раскритиковали деятельность команды Владимира Якунина.
 
Выводы аудиторов неутешительны: пассажирские перевозки убыточны, вагоны изношены, ж/д путей не хватает.
 
Более половины из 70 мероприятий структурной реформы железнодорожного транспорта выполнены с опозданием. 
 
Аудиторы обратили особое внимание на нерешенную проблему по созданию механизма безубыточной деятельности в сфере пассажирских пригородных перевозок. «Двухуровневое тарифное регулирование данного вида перевозок, при котором государство регулирует тариф за использование инфраструктуры, а субъекты страны - тариф на перевозку пассажиров - требует совершенствования. Это подтверждается тем, что значительная часть пригородных пассажирских компаний, созданных в рамках структурной реформы, работают с убытками», - пояснили в СП.
    
Кроме того, по итогам реализации второго этапа реформы (2003 - 2005 годы) окончательно не определена целесообразность создания специализированных перевозчиков грузов - транзитных, интермодальных и рефрижераторных. Не были созданы условия для увеличения количества компаний, находящихся в конкурентных отношениях, и осуществляющих перевозки грузов на условиях публичного договора. 
 
В ходе третьего этапа (2006 - 2010 годы) реформирования не завершено формирование нормативной правовой базы по обеспечению доступа всех заинтересованных пользователей к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта. 
 
«При этом на компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» ежегодно из федерального бюджета выделяются субсидии в сумме 25 млрд рублей», - отметил Валерий Богомолов. 
 
Вместе с тем, «согласно данным Росстата, стоимость основных фондов железнодорожного транспорта существенно выросла, при этом у компании высокие показатели износа основных фондов - 65%, - уточнила Татьяна Голикова. - А высокая степень износа основных фондов отрасли - это потеря технологической устойчивости железнодорожного транспорта и означает рост потребности в инвестициях в эту отрасль».  Изношенность парка грузовых вагонов «РЖД» к 2011 году составила 58,9%, изношенность парка магистральных грузовых и маневровых локомотивов, по оценке АНО «ИПЕМ» - 81%. 
 
Надзорное ведомство обращает внимание на то, что сеть железнодорожных путей по-прежнему не охватывает всю территорию страны. В настоящее время шесть субъектов РФ (Республика Алтай, Республика Тыва, Ненецкий АО, Магаданская область, Чукотский АО, Камчатский край) не имеют железнодорожного сообщения. Еще в 10 субъектах железнодорожная сеть недостаточно развита. «Это свидетельствует о том, что в хозяйственный оборот не вовлекаются природные ресурсы, не выстраиваются связи между предприятиями, а значительная доля населения не имеет доступа к транспортным коммуникациям», - подытожили в СП.

смотрите также

показать больше статей