статья

Зарплата Ликсутова – 31 тыс. руб./час

269 981 439 рублей - заработал заместитель мэра Москвы, Максим Ликсутов.

23 Марта 2015 20:38:48
автор: Дмитрий Никонов

На сайте мэрии Москвы в пятницу вечером были опубликованы декларации о доходах и имуществе членов городского правительства за 2012 год. Согласно документам, больше всех - 269 981 439 рублей - заработал заместитель мэра Москвы, Максим Ликсутов.

Каждый час глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры зарабатывал почти 31000 рублей, и с учетом опубликованных на данный момент деклараций, Ликсутов - один из богатейших чиновников. В пятницу о доходах отчитались в администрации президента и в правительстве.

Ликсутов владеет крайне внушительным автопарком. В его собственности - автомобили Lamborghini Diablo, Dodge Viper, Mercedes-Benz G 55 AMG и Mercedes-Benz ML 500, а также с пяток мотоциклов и лодка Protea. Еще четыре представительских авто зарегистрированы на супругу чиновника.

Что касается недвижимости, то в декларации указаны 11 земельных участков, три жилых дома, 3 квартиры. Из этого списка 7 участков находятся в Эстонии, на одном из них расположен дом, отмечает ИТАР-ТАСС. В Эстонии у Ликсутова также две квартиры, также он вместе с супругой он владеет жилым домом (353 кв метра) и земельным участком (2200 кв метров) в Италии. Экзотическая собственность четы - дорога в Эстонии длиной 4201 кв. м.

В период с 1999 по 2010 год Ликсутов активно занимался бизнесом. С 29 апреля 2011 года он занимал пост советника мэра по вопросам транспорта. 6 декабря того же года он был назначен руководителем транспортного департамента столицы. Заместителем мэра он является с 25 сентября 2012 года. Большинство заместителей мэра заработали от 5 до 6 млн рублей за год.

Навальный против Ликсутова

Напомним, что ранее глава ФБК Алексей Навальный обнародовал итоги расследования Фонда борьбы с коррупцией в отношении вице-мэра, руководителя департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова (№157 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, состояние – $650 млн).

Оппозиционер обвинил чиновника в конфликте интересов: по версии Навального, вместо продажи своих основных активов заместитель Сергея Собянина, пришедший на госслужбу из крупного бизнеса, переписал принадлежащие ему компании на супругу Татьяну, после чего оформил с ней фиктивный развод. Ликсутов и мэрия Москвы претензии оппозиционера сочли несостоятельными.

В доказательство своей оппозиции Навальный опубликовал пост, посвященный расследованию схемы принадлежавших вице-мэру активов.

В частности, оппозиционер проанализировал историю владения Ликсутовым долей ООО «МПК». Этой компании принадлежит 50% ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», 100% ООО «Региональный экспресс» и 25% ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания». По данным Навального, до 23 октября 2012 года Ликсутов напрямую владел 30% «МПК». После этой даты единственным владельцем ООО стал кипрский офшор Fredlake, одним из директоров которого оказался Алексей Криворучко – генеральный директор ООО «Аэроэкспресс», принадлежащего бывшей жене Ликсутова Татьяне. Fredlake, в свою очередь, в соотношении 33% и 67% владеют еще два кипрских офшора – Topfair и Halorite. Директором первого также является Криворучко, второго – Ирина Земенкова, которая входит в руководящие органы всех основных бизнес-активов Татьяны Ликсутовой. Наконец, Topfair принадлежит офшору Capitalcare, владельцем которого также оказался Криворучко. По мнению Навального, Ликсутов таким образом сделал «номинальным владельцем» долей в «МПК» «своего человека», знакомого ему по бизнесу менеджера.

Оппозиционер также описал схему расставания вице-мэра с долей в основном его активе – ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Сравнив состав акционеров голландской The Breakers Investments B.V. на 31 декабря 2011 года и 31 декабря 2012 года, Навальный не обнаружил никаких отличий. С учетом того, что Breakers, помимо ОАО «РЖД» и французской Alstom, владеют лишь ряд кипрских офшоров, оппозиционер обвинил Ликсутова во введении общественности в заблуждение: в эфире «Эха Москвы» в апреле 2012 года вице-мэр заявлял, что «никогда в жизни» не имел офшоров. Навальный же обнаружил, что чиновник был связан с тремя офшорами, в совокупности владеющими 36,33% Breakers, – Ammonis, Latorio и Mafrido.

По 12,8% долей в каждой из этих трех фирм принадлежит офшору Sermolent – как следует из данных прошлогодней масштабной информационной утечки, совладельцами Sermolent являлись Максим Ликсутов и Сергей Глинка. Они же были учредителями Transgroup Invest AS, ныне принадлежащей Татьяне Ликсутовой.

Еще по 75% долей в Ammonis, Latorio и Mafrido принадлежит офшорам Maredaro, Prevalo и Compatico соответственно. До 6 декабря 2011 года долей в 12,11% в этих фирмах владел лично Ликсутов, затем до 4 сентября 2012 года – его жена Татьяна, наконец, с 4 сентября 2012 года – еще один офшор Utento. За неделю до этого владельцами Utento стали управляющие партнеры Corecam AG Мартин Лехнер и Кай-Кристиан Брокстедт. Учитывая, что доход Ликсутовой в 2012 году составил всего 2,28 млн рублей при оценочной стоимости «спрятанной» в Utento доли ТМХ $400 млн, сделки по продаже актива на самом деле не было, а жена чиновника просто «переписала» долю, предполагает Навальный.

Ликсутов в ответ на эти претензии заявил, что не имеет акций компаний, которые могли бы вступать в конфликт интересов с его должностью в правительстве Москвы, и не получает доходов от каких бы то ни было компаний. «Я ничем не обладаю, доходов не получаю, 24 часа семь дней в неделю выполняю только обязанности, которые возложены на меня мэром города», — цитирует чиновника «Эхо Москвы».

По его словам, решение о том, чтобы выйти из управления бизнесом, который стал бы конфликтовать с работой в столичном правительстве, он принял еще в 2012 году. «Возьмем 2012 год, когда не было обязательств по иностранным активам и прочим. Я тогда принял решение, что я работаю в правительстве Москвы, есть некая мораль. Чтобы не было вопросов, связанных с конфликтом интересов, все решения о выходе из тех активов я принял еще в 2012 году», — подчеркнул вице-мэр.

Он отметил, что вся информация о компаниях, которые были связаны с деятельностью руководителя департамента транспорта, может быть доступна по запросу: «Офшорная компания, в моем понимании, — черный ящик, когда непонятно, кто бенефициар, кто акционер. Могу сказать, что все те компании, которые указаны, задекларированы мной в законном порядке, не являлись секретом. При необходимости авторы (публикаций о его активах) могли бы обратиться ко мне и получили бы такой же ответ, если бы запросили эту информацию. Объем дохода был официально правительством Москвы опубликован, я все налоги, 200-250 млн, заплатил и продолжал это делать всегда, когда занимался бизнесом».

смотрите также

показать больше статей