авторский блок

Вертикальные мэры

Реформа местного самоуправления привела к конфликту двух ветвей власти. Выбранных глав и назначенных сити-менеджеров. Мина замедленного действия может взорваться в любой момент…

08 Декабря 2014 15:01:29
автор: Лев Высоковский

Реформа местного самоуправления привела к конфликту двух ветвей власти. Выбранных глав и назначенных сити-менеджеров. Мина замедленного действия может взорваться в любой момент…

Прошло два года с момента старта в России реформы МСУ (местного самоуправления). Тема оказалась очень болезненной и в конечном итоге привела к конфликту между главами избранными и главами назначенными.

Для чего вообще была нужна реформа МСУ? По сути, она укрепляет власть губернатора в регионе. Вместо должности всенародно избираемого мэра (главы городского округа или муниципального района) введена должность главы – председателя совета депутатов, который по контракту обязан нанять на работу главу администрации (сити-менеджера, т.е. городского управляющего).

Сити-менеджер занимается решением текущих задач. При этом самому совету депутатов во главе с «отцом города» остаются лишь церемониальные функции. В Великобритании такой способ управления территорией называется council-manager, в этом случае глав администраций сравнивают с генеральными директорами фирм.

Институту сити-менеджеров не так уж много лет. Впервые городские управляющие появились в США в 1908 году. В России такая форма управления пришла из Европы, в связи с принятием ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» еще в 2003 году. Как и отмена губернаторских выборов, такая реформа МСУ была призвана укрепить вертикаль власти. В 2014 году на новые административные рельсы перешло более 60% муниципалитетов страны, т.е. свыше 30 тысяч городов и районов.

Несмотря на то, что своим рождением институт городских управляющих обязан США, нынешняя система больше напоминает старые принципы управления в СССР, где власть делилась между горкомами и исполкомами. Но тогда главы комитетов партии назначались вышестоящим руководством. Сегодня власть берет на вооружение старые советские методы, но пытается представить их как либеральные реформы.

Протестные мегаполисы

Реформа МСУ довершает начатое в 2004 году построение вертикали власти. До последнего времени мэры крупных городов были единственной возможностью для оппозиции обыграть власть на ее же поле. Но после того как в крупных городах стали расти протестные настроения, власть решила отказаться от конкурентной борьбы и на этом поле.

Оппозиционные мэры

639324.jpg В 2012 году на выборах мэра Ярославля победил оппозиционный кандидат Евгений Урлашов. В 2013 году главой миллионного города Екатеринбург стал Евгений Ройзман, а на выборах мэра Москвы оппозиционер Алексей Навальный занял второе место.

Новая реформа породила своеобразных «вертикальных мэров» - глав администраций, выбрать которые невозможно без согласования с губернатором и муниципальной думой. Новую методику активнее других стала использовать Московская область, страдающая от конкурентной борьбы в районных центрах. Зачистив регион от муниципальных глав старого призыва, губернатор Андрей Воробьев перешел к назначению главами своих протеже. В Подмосковье к строительству властной вертикали подошли с особой жесткостью. В случае, если районные депутаты поднимали бунт, не желая утверждать главой администрации кандидата спущенного сверху, к решению вопроса подключалось само областное руководство. За последний год конфликтных точек было множество: Пушкинский, Ленинский, Солнечногорский, Истринский, Одинцовский, Волоколамский, Клинский и Щелковский районы, а также города Химки и Балашиха.

В конце 2012 года в Администрации Президента заговорили о том, что институт сити-менеджеров несовершенен и логично было бы вернуться к прежней системе, вернув выборных мэров и глав районов, а также расширив их полномочия. Об этом же говорил и Президент РФ Владимир Путин. Он заявил, что муниципалитетам нужно вернуть прежнюю полноту власти, которую у них постепенно отняли регионы. Но в итоге запланированная реформа, которая должна завершиться в 2015 году, еще больше закрутит гайки в сфере местной политики.

Губернаторы считают, что раз уж они несут ответственность перед Кремлем за наполняемость бюджета и политическую стабильность, то их «объективный запрос на расширение возможностей влиять на социально-экономическую политику в городских округах и  муниципальных районах» - это вполне законное требование. Проще говоря, губернаторы попросили отнять власть у конфликтных мэров, передав все реальные полномочия в регион, а административные хлопоты наоборот, спустив в муниципалитеты.

Таким образом, вертикаль власти уперлась в самое дно. Согласованный федералами губернатор, назначает своих муниципальных глав, а тот помогает сформировать на местном уровне послушные советы депутатов. Сегодня страна стоит на пороге сильнейшего экономического потрясения, основной удар которого придется на конце будущего года. По логике вещей, когда в стране мало денег для того, чтобы кормить прожорливую вертикаль власти, требуется ее ослабить или даже полностью демонтировать. Но власти пошли по другому пути и чем он закончится мы узнаем довольно скоро.

смотрите также

показать больше статей