Топ-менеджер "Аэрофлота" крышевал тур-бизнес жены

В офис "Аэрофлота" нагрянули сотрудники СК, расследующие уголовное делу в отношении заместителя гендиректора авиакомпании Андрея Калмыкова.

18 Июня 2013 12:34:03

В офис "Аэрофлота" во вторник, 18 июня, нагрянули сотрудники СК, расследующие уголовное делу в отношении заместителя гендиректора авиакомпании Андрея Калмыкова.

Как говорится в сообщении Следственного комитета, по версии следствия, Калмыков в целях извлечения выгод для компаний ООО "Санрайз тур групп" и ООО "Санрайз тур", аффилированных с его близкими родственниками, предоставил явные преимущества этим организациям, чем нанес существенный вред правам и законным интересам авиапредприятия и государства как основного акционера общества в виде материального ущерба в особо крупном размере".

Уголовное дело в отношении заместителя генерального директора по коммерции ОАО "Аэрофлот – Российские авиалинии" Андрея Калмыкова возбуждено по ч. 1 ст. 201 УК РФ ("Злоупотребление полномочиями").

Как сообщали "Ведомости", Московская транспортная прокуратура и ФСБ в мае 2013 года начали доследственную проверку руководства "Аэрофлота" в связи с подписанием контрактов по перевозке туристов, которые могли заключаться вне открытых торгов. Сотрудники "Аэрофлота" рассказали, что следователи интересовались договорами перевозчика с туроператорами "Санрайз" и "Пегас-туристик".

99 процентов акций "Санрайза" на паритетной основе принадлежат Евгении и Оксане Калмыковым (последняя является супругой бывшего коммерческого и нынешнего операционного директора Андрея Калмыкова). По информации издания, с руководством "Пегас-туристик" у Калмыкова "дружеские" отношения.

Работники турфирмы "Ланта-тур" обвиняли Калмыкова в том, что пользуясь служебным положением, он предоставлял преимущество своей "семейной" компании "Санрайз тур". В итоге, как указывали составители жалобы, пострадал и "Ланта-тур", который был вынужден приостановить деятельность и обанкротился, и "Аэрофлот".

"Аэрофлот" признали неэффективным

Неэффективные расходы "Аэрофлота" составили в 2010-2011 годах и первые три квартала 2012 года 13,9 миллиарда рублей, заявил в апреле 2013 года аудитор Сергей Рябухин на заседании комитета по регламенту Совета Федерации.

Рябухин уточнил, что нарушения на 8,5 миллиарда рублей были связаны с приобретением и реализацией услуг и товаров. Неэффективные затраты на привлечение кредитов и инвестиции в дочернюю компанию "Аэрофлот-финанс" составили около четырех миллиардов. Ущерб более чем на полтора миллиарда рублей нанесли "Аэрофлоту" сделки по продаже и обратному выкупу товарных знаков.

По словам аудитора, в 2010-2011 годах деятельность крупнейшего в России авиаперевозчика была бы убыточна, если бы в его деятельности не были учтены компенсационные платежи от иностранных авиакомпаний за упущенную коммерческую выгоду от пролетов над территорией России.

22 апреля в Счетной палате по итогам проверки "Аэрофлота" указали, что большой объем неэффективных затрат перевозчика является одной из причин высокой стоимости его билетов.

Высокая стоимость перевозок ОАО "Аэрофлот" по сравнению с другими авиаперевозчиками объясняется неэффективными затратами, сообщила Счетная палата (СП) по итогам проверки деятельности "Аэрофлота" за 2010-2011 годы и девять месяцев 2012 года. "Высокая стоимость перевозок ОАО "Аэрофлот" по сравнению с другими авиакомпаниями на рынке авиаперевозок обусловлена в основном выгодными слотами (время отправления и прибытия удобные для пассажиров), обновленным парком воздушных судов (надежные и безопасные летательные аппараты), а также наличием большого объема неэффективных затрат», — отмечается в сообщении, опубликованном на сайте СП.

Более половины стоимости перевозки — 53% — составляли расходы непосредственно на перелет, из них 31,9% — это расходы на топливо и 21,2% — на аэропортовое и аэронавигационное обслуживание. 26,6% стоимости перевозки — расходы на содержание в исправном состоянии воздушных судов, 10,8% — на обслуживание пассажиров и обработку грузов, 9,5% — на организацию и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы).

Ряд решений, принятых советом директоров "Аэрофлота" в части создания и управления дочерними и зависимыми обществами, был неэффективен. Обществом проводились торги преимущественно на поставки товаров и услуг, стоимость которых незначительна, а договоры, стоимостью свыше 10,0 млн рублей заключены без проведения торгов.

В марте 2013 года стало известно, что "Аэрофлоту" удалось сохранить большую часть транссибирских роялти и не отдавать их Росавиации. Компания получила роялти от иностранных перевозчиков примерно на $200 млн. Из этих средств Росавиации было передано около 15%. Если это так, то у авиакомпании должно остаться $170 млн.

В предыдущие годы Росавиация получала около 2/3 пролетных платежей. Однако ей необходимо дотировать убыточные "дочки", создавать Дальневосточную компанию. Кроме того, ей необходимо создавать еще лоукостера.

"Вопрос о том, чтобы оставить роялти, на совете директоров летом прошлого года поднял член совета директоров Сергей Алексашенко", - сообщил источник в совете директоров. Его выдвинул в совет бизнесмен Александр Лебедев.  

смотрите также

показать больше статей