Московский регион перемещает в климатическую зону Чикаго?

В ночь на субботу в Москве прошел дождь, установилась минусовая температура, поэтому к утру столичные улицы покрыл гололед.

09 Февраля 2013 15:33:45
автор: Анна Ефимовец
В московском регионе продолжается февральская оттепель. Прошедший ночью над столицей и Московской областью прошел "ледяной дождь". Конечно, он оказался не таким разуршительным, как аномалия 2010 года. Но все-таки сильно осложнил передвижение автотранспорта и пешеходов. Тогда аварии на подстанциях Подмосковья чуть не привели к отставке губернатора Бориса Громова. Сейчас область и вовсе осталась без главы субъекта, так что в случае катастроф ответственность будут нести только сами подразделения энергетиков и транспортников.
 
Вообще то ледяной дождь более характерен для Северной Америки и регионов вроде Иллинойса.
 
Это несколько осложнило работу аэропортов. По словам их представителей, рейсы отправляются и прибывают по расписанию. "Взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны обрабатываются специальными химикатами, препятствующими образованию наледи", - пояснил представитель одного из аэропортов. Самолеты проходят необходимую противообледенительную обработку.
 
ледяной дождь 2013
Последствия "ледяного дождя", Москва, ул. Мясницкая, фото Weekjournal
 
Поезда на Московской железной дороге также курсируют согласно графику. Между тем, железнодорожники в связи с неблагоприятными метеоусловиями взяли под особый контроль линии связи, автоматики и энергоснабжения, как правило проходящие над поверхностью земли.
 
По данным синоптиков Росгидромета, в течение дня столбики термометров, как и накануне, покажут от одного до трех градусов тепла в столице и от минус 2 до плюс 3 градусов - по области. Правда, небо по-прежнему будет хмуриться и не исключены небольшие осадки. Ветер ожидается юго-восточный со скоростью 5-10 м/с.
 
Прошедший в Москве ледяной дождь и минусовая температура в столице привели к образованию гололедицы, наледи и сосулек. МЧС так же советует быть острожными всем автолюбителям и пешеходам Москвы и Подмосковья.
 
Ледяной дождь - твердые атмосферные осадки, выпадающие при отрицательной температуре воздуха в виде твердых прозрачных шариков льда диаметром до 3 мм. Внутри шариков находится незамерзшая вода — падая на предметы, шарики разбиваются, вода вытекает и сразу же замерзает, образуя гололед.
 
Ледяной дождь образуется при наличии температурной инверсии в нижней тропосфере (чаще всего в зоне тёплого атмосферного фронта): у земли находится холодный воздух, а над ним слой более тёплого воздуха. В теплом слое воздуха падающий снег частично или полностью тает, затем в холодном воздухе ближе к земле переохлаждается и замерзает, а падая на землю и наземные предметы образует гололёд.
В России ледяной дождь и гололёд чаще всего наблюдаются в Южном, Приволжском, Центральном федеральных округах, а также в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях.
 
Данный тип осадков характерен, например, для Восточного побережья Северной Америки, где в зимнее время года с запада приходит холодный воздух, а с востока — влажный. По этой причине влага, содержащаяся в тёплых массах не успевает охладиться до нужной температуры и выпасть в виде снега.
 
Один из самых интенсивных гололёдов в истории Канады произошёл в 1998 году, продолжаясь более 80 часов. Количество выпавших осадков (в виде ледяного дождя) превысило годовую норму осадков вдвое.
Ледяной дождь часто отмечается в долине реки Святого Лаврентия, в которой проживает большая часть населения Квебека и расположены основные города (Монреаль, Квебек). Зимой, часто с утра, идёт дождь, и капли мгновенно замерзают, в результате чего гололёд образуется за минуты. В комбинации с сильным ветром этот ледяной дождь особенно неприятен. При этом важную роль играет география: ветры дуют вдоль долины реки, что способствует возникновению инверсии.
 
Напомним, что 25 декабря 2010 года ледяной дождь выпал в Москве и Подмосковье. Согласно предварительным итогам, которые подвели власти Москвы и области в Москве было повалено около 4,6 тысяч деревьев, что привело к многочисленным обрывам линий электропередачи. Без электричества остались более 400 тысяч человек, также был полностью обесточен аэропорт Домодедово. Из-за падения веток и целых деревьев пострадали 27 человек, один погиб. В результате гололёда за субботу и воскресенье получили травмы 1350 человек. Это в два раза больше, чем в обычные выходные дни.
 
В 2010 году зафиксировано несколько случаев ледяного дождя и интенсивного гололёда в Уральском и Приволжском федеральном округах. В нескольких городах из-за гололёда были закрыты школы на два дня, в Челябинске и Екатеринбурге возникали многокилометровые пробки на автодорогах. На автотрассе М5 (Москва — Челябинск) в районе Златоуста образовался огромный затор из-за того, что многотонные грузовики не могли подняться на уклон. Обрывы ЛЭП, воздушных линий связи и затруднение движения автотранспорта наблюдались также в ряде районов Самарской и Ульяновской областей, Республики Татарстан. 
 
Снежный покров оказывает огромное влияние на климат, рельеф, гидрологические и почвообразовательные процессы, жизнь растений и животных. Он предохраняет почву от глубокого промерзания и сохраняет озимые посевы, поглощает азотистые соединения, удобряя тем самым почву, адсорбирует атмосферную пыль, охлаждает приземные слои воздуха. Для сельского хозяйства количество снега  имеет важнейшее значение. Он содержит значительные запасы влаги, обеспечивающие во многих районах устойчивый урожай. Закрепление снежного покрова на сельскохозяйственных угодьях производится комплексным снегозадержанием. 
 
Снег питает все ледники и многие реки во время таяния. Талые воды являются основным источником питания рек равнин Восточной Европы, Сибири, северной части Северной Америки, а также большинства горных рек умеренных поясов. 
 
В крупных городах, напротив, снегопады создают множество проблем. Особенно в последние годы в связи с увеличением автотранспорта на дорогах, что связано с ростом экономики, перевозками множества грузов, необходимостью перемещаться на большие расстояния автомобилистов-частников. 
 
Большие работы по защите от снежных заносов проводятся на железных и автомобильных дорогах. Но тем не менее, бороться с характерными для снежных зим северных стран завалами снега, какой является Россия, стало серьезной проблемой. В городах с интенсивным автомобильным движением и движением общественного транспорта сильные снегопады стали аномальным явлением. Убирать большое количество снега за короткие промежутки времени на дорогах - серьезная проблема и головная боль городской администрации.
 
Анна Ефимовец
 

смотрите также

показать больше статей