"Наше Подмосковье": плагиат или дежавю?

Врио подмосковного губернатора Андрей Воробьев в своей де факто предвыборной программе "Наше Подмосковье. Приоритеты развития" обозначил свои политические и экономические векторы развития.

05 Февраля 2013 00:00:00
автор: Андрей Худяков
Сейчас в научной среде новый тренд – выявление плагиата в ранее защищенных диссертациях с последующим лишением научных званий нечистых на руку докторов и кандидатов. Схожие веяния можно наблюдать и в политике.
 
На прошлой неделе временно исполняющий обязанности губернатора Московской области, представил на суд общественности свою «Программу» – по развитию региона на ближайшие 5 лет. Над этим документом трудилась целая команда из консультантов и пиарщиков нового главы. При этом документ, состоящий из 10 основных пунктов, поражает своей избитостью, изобилует банальностями, а местами является калькой с программ предыдущих губернаторов. Ничего принципиально нового новое руководство не предлагает. Так что при прочтении этого программного документа возникает острое ощущение дежавю…
 
Врио подмосковного губернатора Андрей Воробьев в своей де факто предвыборной программе «Наше Подмосковье. Приоритеты развития» обозначил свои политические и экономические векторы развития. Отдельно упоминается, что эта «дорожная карта» содержит инициативы, заложенные еще Сергеем Шойгу, который хоть и не долго, но успел побыть губернатором Московской области. Можно сказать, что «вектор преемственности» Шойгу и является основополагающим в программе Андрея Воробьева, что должно создать образ приемника горячо любимого россиянами министра. Собственные тезисы новой команды довольно слабы и не имеют никакого просчитанного базиса.
 
Близкие к Красногорску политологи не устают хвалить «предельно конкретную» программу Воробьева. Говоря о том, что за три месяца в кресле временного управляющего регионом Воробьев «смог детально разобраться в своем хозяйстве». Но на деле хвалебная риторика может вызвать формирование негативного восприятия возможного кандидата от «Единой России» в связи с отдаленностью от реального положения дел. 
 
«10 шагов Ворбьева» - это даже не дорожная карта, а наскоро написанный пиар-буклет, предлагающий стандартный набор из роста социалки за счет инвестиций, а также перекладывающий заслуги прежнего руководства на новое, пестрящее многочисленными «обещалками» о росте экономики. Так, автор из «Независимой газеты» пишет: «регион уже входит в пятерку наиболее развитых экономик среди территорий России». То, что Москва и Московская область – фактический центр экономики всей России и по умолчанию территории близкие к МКАД «входят в пятерку» развитых территорий – вряд ли можно вписать в заслугу Воробьеву. А данные о том, что в Подмосковье строится больше всего жилья, вряд ли можно назвать «глубоким анализом хозяйства».
 
Ледовые дворцы возвращаются?
 
Из проблем региона Воробьев вычленяет стандартную «социалку» - это качество медицины, нехватка детских садов, большое количество ветхого жилья, высокие тарифы, неэффективное управление имуществом. При этом обозначенная им нехватка спортивных сооружений – это отдельный вопрос, требующий изучения и уточнения. Так как при экс-губернаторе Борисе Громове в Подмосковье были построены сотни колоссальных по количеству и размеру спортивных сооружений: ледовых дворцов, спортивных центров, ФОКов, бассейнов, стадионов и т.д. Конечно, близкие к Громову министры, занимающиеся строительством, по слухам, неплохо заработали на возведение ледовых арен. Так, бывший замминистра по строительству, курирующий как раз «ледяную тему» Леонид Ставицкий затем занял кресло мэра города Звенигород.
 
Зачахшие ОЭЗисы
 
Главной частью программы Андрея Воробьева его аналитики считают перечень из десятка «важнейших мер», которые «позволят вывести Подмосковье на новый уровень развития». В первом же пункте говорится о том, что новая команда «намерена отказаться от предоставления неэффективных и непрозрачных налоговых льгот», которые, по их мнению, не дают наполнять областной бюджет. Тут важно понять, кто попадет под этот «налоговый нож». Ведь льготные категории налогоплательщиков могут устанавливаться как по виду осуществляемой ими деятельности (научные предприятия, здравоохранение, социальные, градообразующие и т.д.), так и по месту нахождения – Особые экономические зоны (например Дубна и т.п.). Кроме того, налоговые льготы могут выражаться как в части средств, от реализации продукции или услуг, так и на общий объем доходов налогоплательщика. Так что пока Воробьев не прояснит, кого его менеджеры хотят лишить льгот, о высокотехнологичных инвестициях и развитии «ОЭЗисов» можно забыть.
 
Отыграются на клерках
 
Во-вторых, Воробьев намерен сократить численность областных чиновников минимум на 10% (это около 1000 человек). Мера эта, безусловно, популистская, так как для столь крупного региона как Московская область сокращение аппарата не является основным источником для снижения расходов. Напомним, что в 2008 году сразу после кризиса, правительство Бориса Громова уволило более 3 тысяч чиновников и сократила премии и зарплаты более чем на 35%. С другой стороны, реализация 131 ФЗ «О местном самоуправлении» многократно разрастила штат районных чиновников, что в целом увеличило нагрузку на суммарный областной бюджет.
 
Кроме того, Андрей Воробьев предлагает осуществить переезд оставшихся исполнительных органов власти из Москвы в Московскую область. Это порядка 19 министерств и комитетов, которые арендуют помещения в центре Москвы. В Красногорске считают, что таким образом они получат целых две статьи экономии: расходы на аренду и транспорт. На деле – ровно наоборот. Например, аренда помещений в Химках и Красногорске, которые в данный момент рассматриваются в качестве столичной альтернативы – гораздо дороже московской, поскольку речь идет о новых бизнес-центрах. Если сложить все коммунальные платежи: электричество, аренда, парковка, то цена за квадратный метр окажется даже немноготдороже, чем в первопрестольной. Во-вторых, транспортные расходы также вырастут, так как попасть, например, из Химок в Красногорск можно только на автомобиле, тогда как из Москвы всегда можно было доехать на метро. И в третьих, переведя ведомства в один из городов Подмосковья, топ-менеджеры рискую потерять большинство рядовых сотрудников, которые проживают в Москве или в других частях области. Ездить на работу из того же Сергиева-Посада в Москву еще можно, а вот с пересадкой на Химки, тратя на дорогу от 3 до 5 часов в сутки – практически нереально. Придется комплектовать министерские кадры из «местных», причем учитывая уровень государственных зарплат (25-35 т.р. у ведущих специалистов), не самых квалифицированных кадров. Таким образом команда Воробьева получит не экономию средств, а падение общего уровня управленческих кадров с сохранением текущего уровня расходов.
 
Четвертой мерой названа централизация госзакупок на сумму свыше 500 млн. рублей через работу специальной комиссии. Подобную систему предполагается ввести и в региональных ГУПах. Учитывая, что такую покупку можно разбить на несколько тендеров по 499 млн. рублей – проблема коррупции в средних эшелонах власти вряд ли уменьшится. А проблема с воровством при многомиллиардных закупках в любом случае находится в прямом ведении губернатора и его команды.
 
Пятой мерой, новые подмосковные власти называют сбор недоимок по налогам. С другой стороны, чем именно губернатор может помочь налоговикам, которые и без того ежегодно пытаются увеличить сумму сборов – в программе Воробьева не указано. А значит это очередные бесплодные «хотелки», вроде изъятия у собственников земель в пользу областных структур. На деле ни один такой «отъем» невозможен по цивилизованному сценарию, только по так называемому юридическому «беспределу».
 
Распродажа имущества: кому повезет?
 
Борьба за эффективность областных предприятий: ГУПов и ОАО, станет перспективным направлением работы Воробьева. Для этого он планирует провести аудит и избавиться «от груза предприятий, половина из которых находится в состоянии банкротства и вытягивает деньги из областной казны». Напомним, что приватизировать такие крупные ГУПы, как «Мострансавто», «Мособлгаз» и т.п. собирались еще при Борисе Громове. Тогда на стражу областного имущества встал федеральный Минфин и программы по распродаже «убыточных» контор был приостановлен до поры до времени. Так что временно пополнить бюджет средствами от продажи нераспроданного ранее добра можно, но вряд ли стоит считать это эффективной и долгосрочной программой.
 
Говорит Воробьев и об эффективном использование земли и недвижимости. Предполагается поставить все земли на налоговый учет и определить их кадастровую стоимость. Вопрос только в том, что эти сборы составят основу доходной части муниципального бюджета, но и расходы на геодезические и учетные работы должны утвердить муниципалитеты, а для этого они сначала должны будут получить эти деньги в области.
 
Нефть так и не нашли
 
Восьмой мерой, по мнению Андрея Воробьева, должно стать более активное использование полезных ископаемых Подмосковья. Речь, конечно же, не о нефти и золоте, а о  песке, щебне и глине. «Сегодня в год мы получаем 137 миллионов рублей, а должны получать миллиард», - говорит Воробьев. Он намерен разогнать эту цифру за счет увеличения объемов строительства дорог. С другой стороны, вопрос о бюджете на строительство новых дорог – это отдельная тема для разговора. Все основные дороги в Московской области (федеральные трассы, ЦКАД, "бетонку" и т.д.) строят федералы. Областные власти не участвуют в процессе выбора подрядчика и контроле строительства. Поэтому навязать им свой песок или щебень – вряд ли удастся.
 
К тому же стоит учитывать тот факт, что «карьерная» тема в Подмосковье издавна была сильно криминализирована и рассчитывать ли на пополнение бюджета за счет этих добывающих предприятий – это еще вопрос.
 
Именем Шойгу
 
Девятый пункт программы Андрея Воробьева – управление госдолгом. В начале нынешнего года региону удалось погасить долги на 32 млрд. руб., что позволило сэкономить на обслуживании кредита - 3,5 млрд. По словам врио губернатора область и далее «будет стремиться к более дешевым заимствованиям, чем ранее». При этом заслуга в экономии на кредите – это личный лоббистский ход бывшего губернатора Сергея Шойгу. Хватит ли лоббистских усилий у Воробьева – это еще только предстоит выяснить.
 
Десятой мерой назван переход с 2014 года на трехлетний программный бюджет, который сегодня существует на федеральном уровне, который должен «повысить эффективность деятельности органов государственной власти в Подмосковье». Обсуждать ту меру пока преждевременно. Чем именно «трехлетки» помогут области – из «Программы» Воробьева остается неясным.
 
PR вместо конкретики
 
Итог таков, что все 10 пунктов этой программы развития Подмосковья базируются на эфемерных понятиях, не подкрепленных точными финансовыми расчетами. Как проверить, сколько область сэкономит на уволенных чиновниках? Ведь увольняя одну тысячу человек, Московская область обязана выплатить каждому из них три полных оклада, компенсацию за сокращение их должности. А единовременные выплаты – это довольно крупные суммы, которые уже нужно закладывать в бюджет будущего года. 
 
Кроме того за оставшиеся пол года до выборов у врио губернатора Андрея Воробьева не будет никаких шансов доказать хоть какую-нибудь состоятельность своих планов. Времени мало, а амбициозные планы уже озвучены. Это крупная ошибка пиарщиков, которые такими программами добьются лишь расхождения в глазах избирателей декларируемых действий и той реальности, в которой они прибывают. Об том хорошо говорит старая поговорка: «если нет реальных дел – не спасет пиар отдел». А реальных дел у чиновника с приставкой «врио» нет и быть не может.
 
Андрей Худяков
 

смотрите также

показать больше статей