ФСБ будет искать шпионов и вредителей

По всей видимости, Россия вступает в опасное время, когда вновь станет актуальным старый советский лозунг «болтать – врагу помогать!». По крайней мере, власть серьезно обеспокоилась поиском и наказанием возможных шпионов и вредителей…

14 Ноября 2012 00:00:00
автор: Павел Волин
По всей видимости, Россия вступает в опасное время, когда вновь станет актуальным старый советский лозунг «болтать – врагу помогать!». По крайней мере, власть серьезно обеспокоилась поиском и наказанием возможных шпионов и вредителей…
 
С сегодняшнего дня вступает опубликованный в «Российской газете» закон, ужесточающий наказание за разглашение государственной тайны (и других важных сведений) и вводящий уголовную ответственность за любые формы ее разглашения. 
 
По сути, законопроект вносит изменения в УК РФ в части статьи 151 УПК. Так, по новым правилам, обвинение в государственной измене могут предъявить не только какому-нибудь шпиону из MI6 или ЦРУ, а простой гражданин - сотрудник международной организации, если вдруг выяснится, что ее деятельность направлена против безопасности России. Выяснять и решать – так ли это будут следователи из органов Федеральной Службы Безопасности. Таким образом, на скамье подсудимых могут оказаться консультанты крупных финансовых организаций, банков или правозащитных структур. Даже официальная работа по контракту с иностранными компаниями может быть признана преступной, если в ФСБ решат, что они - враги России. Ответственность за разглашение и хищение сведений составляющих гостайну будет нести тот, кому эти сведения стали известны на работе, учебе или в любых других случаях.
 
 
Многие известные правозащитники, например Лев Пономарев, Людмила Алексеева и другие – выступили с обращением в адрес президента Владимира Путина, с просьбой не подписывать этот закон и провести дополнительные консультации и обсуждение. Но глава государства не счел нужным дорабатывать инициативу депутатов.
 
История повторяется в виде фарса
 
Шпионов в России ищут во все времена. Искали их при царе, при военном коммунизме, а особенно тогда, когда страна сжалась в «тисках сталинщины». Тогда, по мнению историков коммунизма, очистка страны от шпионских кадров сыграла свою положительную роль в деле обеспечения успехов социалистического строительства.
 
В ноябре (что символично) 1938 года Иосиф Сталин подписывает некое «Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия». В нем он сообщает, что «задача Государства теперь заключается в том, чтобы, продолжая и впредь беспощадную борьбу со всеми врагами СССР, организовать эту борьбу при помощи более совершенных и надежных методов».
 
 
Сталину это необходимо, что массовые операции «по выкорчевыванию враждебных элементов», проведенные органами НКВД в 1937-1938 гг. при «упрощенном ведении следствия и суда» (знаменитые расстрельные тройки), не могли не привести к извращениям в работе органов «силовиков» и прокуратуры. Больше того, Сталин считал, что враги народа и шпионы иностранных разведок, пробравшиеся и в сами органы НКВД, продолжая вести свою подрывную работу - извращали советские законы, производили необоснованные аресты и т.д.
 
Тяжело поймать, еще тяжелее – осудить
 
Но современные радетели отечественных тайн больше озабочены другим. Найти шпиона не проблема, а вот осудить – довольно тяжело. Оно и понятно, ведь поиском подрывных элементов занимается ФСБ, а вот согласится ли с ними суд – это еще вопрос.
 
Как пишут в пояснительной записке к законопроекту: «проведенный анализ статьи 275 УК РФ и практики ее применения свидетельствует о том, что шпионаж и выдача государственной тайны стали рассматриваться не как формы государственной измены, а как разновидности оказания помощи иностранному адресату, что привело к неоднозначной трактовке предмета доказывания, в частности, по делам о шпионаже».
 
Т.е. в Правительстве РФ вдруг обеспокоились, что суд имеет слишком большой люфт для трактовки – вредитель перед ними или же нет. А в Госдуме решили, что указанная форма государственной измены в действующей редакции «является крайне сложной для доказывания», поскольку ссылки на недоказанность наличия в действиях лица признаков проведения именно «враждебной» деятельности используются защитой в качестве основного аргумента для освобождения обвиняемых от уголовной ответственности.
 
Проще говоря, авторы законопроекта хотят отнести компетенцию определения «враждебности» не к служителям фемиды, а к органам следствия ФСБ. При этом они считают, что внесение изменений в целях конкретизации состава преступления применительно к трем традиционным формам государственной измены, позволит исключить «возможность произвола и злоупотреблений со стороны правоприменителей». Хотя совершенно непонятно, как именно нововведения смогут защитить кого-то от следствия.
 
Депутаты кивают на Англию
 
При этом депутаты ссылаются на зарубежный опыт, приводя в пример такие страны как… Казахстан и Великобританию. «Примечательным представляется опыт зарубежных государств, например Казахстана, Великобритании и др., законодательством которых предусмотрена ответственность за совершение аналогичных деяний». Непонятно, какие именно «..и др.» имеют ввиду члены российского Парламента, только вот аналогия не совсем удачна. Начнем с Казахстана, который вряд ли может являться примером страны с развитой системой гражданских прав и свобод. Между тем, «Закон о государственных секретах» там принят довольно давно – еще в 1999 году и с тех пор особо не видоизменялся. 
 
В Великобритании ситуация как раз обратная. Там правозащитники напирают на Правительство с требованием ограничить возможности спецслужб в предъявлении обвинений к возможным шпионам. И одна из главных тенденций в упомянутой Англии – передача полномочий по определению «врагов государства» исключительно в компетенцию судов.
 
В туманном Альбионе проблемы возникли после того, как в свет вышли материалы Бюро журналистских расследований ,которые английские спецслужбы посчитали достаточно секретными. 
Такая же система в настоящее время работает только в США. С ее помощью система добилась того, что американские суды редко злоупотребляют давлением на физических лиц со стороны спецслужб. Однако, Джамиль Джаффер, из Американского союза гражданских свобод, считает, что все изменения в законы о «гостайне» так или иначе мешает судебным процессам и судьям выносить верные судебные решения с помощью суда присяжных.
 
Британский лорд сэр Малкольм Рифкинд, бывший министр иностранных дел и нынешний председатель ISC, считает, что новые полномочия спецслужб будут мешать судам. «Мы считаем, что судьи должны быть теми, кто имеет последнее слово, а никак не правительство и, конечно, не спецслужбы», - сказал он.
 
Принятие нового закона может быть связано еще и с тем, что недавно в США разгорелся очередной шпионский скандал, когда обвинение было предъявлено 11 российским гражданам, которые подозреваются в незаконном экспорте военных технологий в Россию. Возможно, что с помощью новых возможностей ФСБ удастся достойно ответить ФБР.
 
Павел Волин
 

смотрите также

показать больше статей