Годовщина государственного переворота 1993 года

Октябрьское восстание известное под "расстрелом Белого Дома" 1993 года помогло Борису Ельцину отстоять свою власть в битве с оппонентами, ценой жизни многих людей.

04 Октября 2012 17:11:14
автор: Борис Бакир
Октябрьское восстание известное под «расстрелом Белого Дома» 1993 года унесло жизни многих людей. Утром 4 октября 1993 года рота в составе 10 танков «Т-80» из Кантемировской дивизии открыла огонь из 125-миллиметровых орудий в упор по зданию Верховного Совета — более 80 снарядов. Стреляли до тех пор, пока осаждённые не капитулировалию 
 
21 сентября Борис Ельцин выступает по телевидению с изложением Указа «О поэтапной конституционной реформе». Указом объявляется роспуск Съезда народных депутатов и приостанавливается деятельность Конституционного суда РФ, на 11—12 декабря 1993 года назначаются выборы в несуществующую в тот момент ни в одном официальном документе, не говоря уже о законах, Государственную Думу, Совет Федерации наделяется функциями палаты так же не существующего даже на бумаге Федерального собрания. 
 
Три "цепи" солдат охраняют пустой Белый Дом от тех, кто хочет сосчитать трупы
 
Р.И.Хасбулатов выступает по телевидению с оценкой действий президента как государственного переворота. Происходят экстренные заседания президиума и палат ВС РФ. В отсутствие кворума выходит постановление ВС РФ о прекращении президентских полномочий Б.Н.Ельцина. Обязанности президента неправомерно возлагаются на А.В.Руцкого.
 
Начинается блокада здания ВС РФ. В отсутствие кворума происходит открытие Съезда народных депутатов РФ. Б.Н.Ельцин издаёт указ о назначении досрочных выборов президента на 12 июня 1994. Этот Указ так никогда и не был выполнен, выборы президента прошли только в 1996 году и, по мнению многих, их результаты были фальсифицированы.
 
27 сентября Белый дом в Москве на Красной Пресне, место заседаний Верховного Совета Российской Федерации, окружен войсками (в предыдущие дни были отключены телефонная связь, системы водо- и электроснабжения). Происходят столкновения сторонников ВС РФ с милицией и ОМОНом на Смоленской площади.
 
Многих "зевак" не пугали даже дымовые атаки
 
3 октября сторонники ВС РФ захватывают здание мэрии (высотное здание СЭВ). Вечером сторонники ВС РФ терпят поражение в результате кровопролитной перестрелки возле телецентра в Останкино. В г.Москве вводится чрезвычайное положение. Б.Н.Ельцин издаёт Указ об отставке А.В.Руцкого с поста вице-президента. Происходит ввод в г.Москву войск, верных президенту.
 
4 октября противники Б.Н.Ельцина, удерживающие здание Верховного Совета в г.Москве, прекращают сопротивление после его обстрела танками, санкционированного президентом Б.Н.Ельциным. Б.Н.Ельцин обращается к гражданам России с оценкой событий в г.Москве как «заранее спланированного фашистско-коммунистического мятежа». Арест А.В.Руцкого, Р.И.Хасбулатова и др. Чрезвычайное положение действует до 18 октября.
 
Полный список граждан, погибших в результате государственного переворота 21 сентября - 5 октября 1993 года неизвестен и по сей день.  По неофициальным данным число жертв событий превышает 500 человек, много пропавших без вести, их родственники ежегодно собираются в районе Останкино и на Дружинниковской улице возле Белого дома в Москве.
 
Начало 1990-х годов в России было временем непрерывных политических потрясений. Не успели выветриться воспоминания о путче консервативных слоев бюрократии в августе 1991 года, как последовал государственный переворот Ельцина 1993 года. Именно тогда в обыденном лексиконе российской политики получила хождение фраза: «Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае он называется иначе».
 
Трупы убитых иногда лежали прямо на улицах Москвы
 
Оставшиеся в выигрыше в 1991 и 1993 годах сторонники президента Ельцина заклеймили своих противников как «мятежников». Однако бесспорность этой оценки оказалась недолговечной, — как и многие другие иллюзии ельцинского периода. Чем дальше в прошлое уходят непосредственные события осени 1993 года, тем в меньшей степени политическая элита России обнаруживает склонность квалифицировать тогдашнее противостояние как борьбу святых апостолов «демократии» с нечистыми бесами «коммуно-фашизма».
 
На то есть веские причины. Речь, конечно же, не идет о том, что правящие слои за последние годы стали больше ценить демократию. Совсем наоборот. Фундаментальный сдвиг в сторону создания авторитарно-полицейского государства, ставший особенно заметным по итогам кровавого конфликта 1993 года, достиг к сегодняшнему дню весьма значительных пропорций. Слово «демократия» практически исчезло из лексикона кремлевских политиков. Оно повторяется лишь периодически в качестве ритуального заклинания, когда бывает нужно выразиться о некоем обобщенном историческом «выборе», который якобы сделала Россия. Что же касается реальной политической практики, то мы видим неуклонный дрейф в сторону возрождения старых самодержавных и деспотических традиций русского царизма и худших черт сталинизма. Все это не вызывает у большинства фигур официальной российской политики желания вспоминать о том, что кровавые жертвы 1993 года предположительно приносились на алтарь торжества демократии.
 
Многие из тех, кто находился осенью 1993 года на стороне Белого дома, давно вернулись в высшие эшелоны государственного аппарата и во многом определяют политику страны. Они не склонны восторгаться фактом своего тогдашнего поражения. В то же время существует растущее ощущение того, что в поведении обеих противостоявших сторон не было ничего героического. Прикрываясь расхожими демагогическими фразами, сторонники как Ельцина, так и Хасбулатова руководствовались прежде всего корыстными прагматическими интересами. Их действия не могли воодушевить никого, кроме их собственного окружения и зависимых от них клиентов. Обе стороны были фундаментально дискредитированы в глазах общественного мнения беспринципной склокой, в которую оказалось вовлечено множество посторонних лиц, а число жертв достигло несколько сотен, если не тысяч человек.

смотрите также

показать больше статей