Психология протеста: внутренняя эволюция или внешняя революция

О психологических причинах протеста, о том, куда это все приведет и как сделать так, чтобы привело туда, куда хотят протестующие.

25 Сентября 2012 23:28:01
автор: Виталия Аветова
О психологических причинах протеста, о том, куда это все приведет и как сделать так, чтобы привело туда, куда хотят протестующие. Данной статьей мы открываем серию публикаций о психологических причинах протеста, зачастую скрытых даже от самих митингующих. Мы зададим себе и читателям ряд вопросов и полагаем, что найдем целый ряд ответов.
 
Анамнез или история «болезни»
 
Москва и другие города нашей страны сейчас периодически бывают охвачены протестами и митингами недовольных и оппозиционеров. Люди выходят на улицы, протестуют, требуют, оскорбляют действующие власти и т.п. Лидеры этих движений уже неоднократно находились в тюрьме по 15 суток, у них проводятся обыски, и они находятся под угрозой следствия и уже более внушительных сроков. Действия властей лишь сильнее «распаляют» желание некоторых людей протестовать и митинговать, а лидеры движения обретают политический вес, ореол «страдающих за правду» и статус героев.
 
Есть мнение, что так у нас проявляется гражданское общество, что таким образом люди проявляют свое право на свободу и высказывание своей точки зрения, а также у них появляется возможность быть услышанными. Рассмотрим, так ли это? Что же на самом деле таким образом проявляется с психологической точки зрения?
 
 
Кроме того, давайте подумаем, какая у нас все-таки власть: хорошая или плохая? И можно ли к власти вообще применять подобные определения? Есть ли в нашей стране оппозиция у власти? И против чего на самом деле протестует «оппозиция»? Какое у нас государство? Власть? Экономический строй? 
 
Полагаем, у каждого найдутся свои ответы. В качестве допущения, возьмем несколько утверждений, с которыми может согласиться некая значимая часть читателей: действующая власть имеет авторитарную направленность, СМИ поставлены под жесткий контроль, превалирует олигархически-коррупционная модель экономического устройства, имеется некая группа граждан чем-то недовольных, а чем именно не довольна данная группа граждан нам предстоит выяснить.
 
Теперь зададим себе вопрос: почему некоторые люди протестуют, выходят на марши, другие - относятся к этой ситуации иначе, или спокойно, или по-философски, или иронично, или против митингов? В некоторых СМИ, относящих себя к либеральным, и от самих протестующих можно услышать такое мнение, что те, кто выходят на улицу – это активная, мыслящая часть общества, «лучшие умы» и т.п., а те, кто не выходит – это ведомые, зажатые в рамках системы, пассивные, «балласт» и т.п. Давайте подумаем, так ли это на самом деле?
 
Теория или Кто виноват?
 
Рассмотрим ряд внутренних психологических причин, которые могут формировать у человека желание протестовать против авторитарных властей и "бороться за справедливость ". 
 
Психологические причины поведения взрослого человека зачастую определяются полученным им опытом в раннем детстве. Так маленький ребенок очень нуждается в материнской и отцовской любви, он находится в зависимости от фигур родителей и их отношениями к нему. Родители являются для ребенка всем: и волшебниками (когда дарят ребенку подарки), и авторитетными фигурами (когда они указывают путь, говорят, что делать), и злыми монстрами (когда они наказывают своих детей). 
 
Дети хотят и имеют право получать любовь и признание от родителей просто так. Если им этого не дают, тогда дети стараются порадовать родителей, чтобы те дали столь им необходимые любовь и принятие. Если и так не выходит, то дети начинают бунтовать, требовать, злиться, капризничать и мстить своим родителям. В этом случае родители будут уже вынуждены заметить своих детей и дать им хоть и отрицательное, но внимание. Таким образом, ребенок добивается своей цели: внимания родителей. 
 
Чаще всего оппозиционерами становятся те взрослые люди, детство которых протекало в недовольстве своими родителями и их властью над собой. Власть родителей или родительских фигур им казалась несправедливой, бесчестной, лицемерной и т.д. Может, так оно и было на самом деле. Причем еще одной важной характеристикой данного процесса является то, что данное недовольство человек, скорее всего, будет мало осознавать. 
 
Воспитание детей в нашей стране зачастую производится в авторитарной манере, и ребенку внушается запрет на проявление злости по отношению к родительским фигурам. При этом эмоции, в том числе эмоция гнева, у ребенка появляются независимо от его желания или нежелания их испытывать. Поэтому и запрещать испытывать те или иные эмоции – абсурд. Предлагаем такое упражнение: пусть кто-то из тех читателей, кто недолюбливает Путина, попробует сейчас усилием воли вызвать у себя искреннюю радость по поводу его пребывания на месте президента. Полагаем, это не такая легкая задача. Так же абсурдно детям запрещать испытывать злость на родителей. Однако, такие запреты можно встретить очень часто.
 
В результате действующих в семье запретов со стороны родителей у ребенка формируется целый багаж «неотреагированных» в свое время эмоций, который переходит в подсознание и переносится с собой уже во взрослую жизнь. И если человек не проводит работу над собой, не освобождается от этих устаревших эмоций осознанно (это делается, например, путем их проработки с психотерапевтом, психологом, коучем, консультантом), то, во-первых, у него происходит так называемое «зависание» на детских эмоциях, то есть человек только с виду взрослый, а в душе остается маленьким мальчиком или маленькой девочкой, а, во-вторых, эти эмоции все равно будут находить выход, только выливаясь на что-то другое. Чем будет это что-то другое, зависит от размера накопленного «отрицательного эмоционального багажа». Например, преступниками, убийцами и т.п., так называемыми асоциальными типами, становятся те люди, которые в детстве вынуждены были терпеть жестокие издевательства со стороны своих родителей: как психологические пытки, так и физическое насилие. Они становятся на данный путь, подсознательно желая отмстить своим мучителям-родителям, однако, мстят чаще всего людям, которые к их страданиям никакого отношения не имеют. Участие в протестах разного рода также позволяет людям «выпустить пар», накопленный за продолжительный период, пока они терпели, найти «виноватых» и сорваться на властях. 
 
Люди на протестных акциях и в интернете возмущаются, бунтуют, не согласны с существующим авторитарным режимом и властью. Примерно таким же образом бывают не согласны и бунтуют дети, находящиеся под гнетом родителей-авторитетов. На митингах люди требуют справедливости, честности и демократии. Дети требуют у родителей игрушек, конфет и свободы. 
 
«Оппозиционеры» выходят на улицу, радуются тому, что авторитарный родитель в виде власти пока не слишком их «зажимает» и дает возможность вместе весело пошагать по улицам и бульварам, при этом все же, если власть не замечает их усилий, они начинают находить возможности «проверить нервы» своего родителя: не возвращаться домой ночью – просидеть в сквере у памятника казахскому поэту или переодеться в белую одежду и пойти гулять, чтобы проверить будет ли им что-то за это или нет, поругает родитель или нет. 
 
Среди митингующих также можно увидеть людей, которые четко осознают, что протестные акции дают лично им. Чаще всего их присутствие на подобных мероприятиях связано с их профессиональной деятельностью и может помочь им достигнуть личных целей: это политики, журналисты, политтехнологи, публичные фигуры, зарабатывающие очки и вес перед своей целевой аудиторией. В общем, это люди, для которых протестные акции представляют профессиональный интерес или могут представить в будущем. Однако, насколько мы можем судить, таких - меньшинство. В любом случае, отметим, что данная категория граждан присутствует на подобных мероприятиях наиболее осмысленно и занята деятельностью. 
 
Среди мотивации других выходящих можно услышать: «Надоело!», «Достали!», «Обнаглели!», «Сколько можно издеваться?!» и т.п. Таким образом, многие «оппозиционеры» имеют возможность отреагировать свои детские эмоции, предъявляя претензии к существующей власти, вместо того, чтобы в свое время говорить примерно тоже своим родителям. Кроме того, дети ведут похожую неконструктивную полемику со своими родителями, так как они, будучи еще совсем маленькими, не имеют возможности, используя логику, самостоятельно найти выход из той или иной ситуации, и поэтому они ждут, когда их «хозяева»-родители предложат им решение проблемы. Так и чаяния некоторых «оппозиционеров» связаны с надеждами, что действующая власть их услышит, «одумается» и предложит какое-то решение по выходу из ситуации.
 
У психики есть такая «защитная» способность - делать «перенос». Приведем пример. У некого человека плохое настроение, при этом он не может осознать и найти внутреннюю причину своего недовольства, так как она может находиться глубоко на подсознании и быть не доступна сознанию данного индивида. Когда причина не находится, человек будет продолжать чувствовать себя плохо, однако скопившиеся отрицательные эмоции будут искать выход. Так проявляется защитный механизм организма человека, иначе накопленные отрицательные эмоции могут привести к внутреннему «взрыву», например болезни (инсульту, инфаркту и т.п.). Этот механизм, с одной стороны, работает «на человека», не давая ему скатиться в физические болезни или психические расстройства, с другой стороны, работает временно открывающимся клапаном для «выпуска пара», никак не помогая человеку убрать причину накапливающихся отрицательных эмоций.
 
Теперь вспомним вопрос, поставленный в самом начале: «Так есть ли у нас «оппозиция»? Пожалуй, есть. Но не к Путину, не к Медведеву и не к Чурову, а скорее к своим собственным родителям или другим значимым фигурам из детства.
 
Итак, наш «герой» бунтует. Кто же сможет найти «управу» на взбунтовавшегося ребенка? Старый родитель, в данном случае Путин, перестал подходить данным взрослым-«детям». Теперь «дети» ищут нового «хорошего» родителя, который найдет желаемые ответы и успокоит волнующихся «детей». Вопрос: есть ли возможность у данных взрослых-«детей» найти себе достаточно хорошего президента-родителя?
Об этом в следующей публикации.
 
Авторы: психотерапевт и бизнес-тренер Наталья Рублева,
бизнес-тренер Виталия Аветова

смотрите также

показать больше статей