Рогозин приказал удвоить "русский стелс"

Вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил разработать еще один истребитель пятого поколения, чтобы обеспечить конкуренцию в авиационной промышленности. Примерную стоимость новой программы Рогозин не назвал.

16 Февраля 2012 14:25:44

Вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил разработать еще один истребитель пятого поколения, чтобы обеспечить конкуренцию в авиационной промышленности. Примерную стоимость новой программы Рогозин не озвучил, "действующий" стелс Россия создает на деньги Индии. 

"Российская авиационная промышленность должна разрабатывать несколько конкурентных образцов перспективных истребителей, - цитирует Рогозина РИА Новости. - ПАК ФА должно быть два, а не один. Два, должна быть конкуренция. Даже в самые тяжелые годы войны советская промышленность не концентрировала ресурсы на одном направлении, а производила несколько конкурентных образцов боевых самолетов, из которых выбирались самые перспективные".

Удвоение стелса

ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, он же истребитель пятого поколения Т-50), должен поступить на вооружение ВВС РФ в 2016 году. Главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин заранее объявил о полном превосходстве российского чудо-истребителя над американским и китайским аналогами. "Проведя сравнительный анализ характеристик российского истребителя пятого поколения Т-50 с американским F-22 и китайским J-20, можно сделать вывод, что ПАК ФА превосходит зарубежные аналоги по таким показателям, как максимальная скорость полета (как форсажная, так и бесфорсажная), максимальная дальность полета, тяговооруженность, величина максимально реализуемой перегрузки", - пояснил Зелин.

Проблем у опытных русских стелсов хоть отбавляй. В 2011 году Т-50 был презентован на Международном авиасалоне МАКС-2011. При выполнении одного из полетов Т-50 остановил взлет с ВПП. Из сопла правого двигателя вырвалось два языка пламени и летчик принял решение выбросить тормозные парашюты, продолжив скольжение по полосе. По предварительной версии, произошел так называемый помпаж одного из двигателей.

Тем временем России наступает на пятки Китай, который также приступил к испытаниям своего истребителя пятого поколения - J-20. Китай полон решимости стать второй державой, запустившей в серийное производство истребитель пятого поколения. Самолет должен составить конкуренцию российскому проекту Т-50, а также давно летающему американскому истребителю F-22 Raptor.

Китай намерен принять J-20  на вооружение в 2017-2019 годах. Главный недостатком машины считаются двигатели. Поэтому китайский истребитель пятого поколения пока летает на российских АЛ-41Ф1С, стоящих на Су-35С. Однако в ближайшее десятилетие Китай может обзавестись собственным надежным двигателем.

КНР удалось создать копию российского палубного истребителя Су-33, оснащенного складывающимся крылом. Модель, созданная Шеньянской авиационной корпорацией Китая, названа J-15 («Цзянь-15»). Чтобы клонировать "сушку", Китай взял за основу опытный самолет Т10К советских времен, который удалось получить от Украины.

Также КНР успешно "клонировала" истребители Су-27/30 и МиГ-29.  Впрочем, китайские самолеты пока уступают российским, так как у них нет нормальных двигателей типа российского АЛ-31Ф.

Полетим хоть на метле

ВВС России закупят с 2015–2016 годов более 60 самолетов пятого поколения, заявил ранее главком ВВС России Александр Зелин. Вместе с тем  главком не исключил, что первая партия самолетов пятого поколения будет оснащена старым двигателем, а "к серийным поставкам мы уже будем иметь тот двигатель, который нужен".

"В настоящее время мы поднимаем в воздух самолет пятого поколения на неродном двигателе, то есть не на том, который будет на серийном образце. Однако решение о создании нового двигателя принято, и объединенная двигателестроительная корпорация будет его создавать", - рассказал Зелин.

Проект истребителя пятого поколения, который разрабатывает Россия и Индия, превзойдет западные аналоги по критерию "стоимость-эффективность", объявил гендиректор компании "Сухой" Михаил Погосян.

"В планы компании "Сухой" входит дальнейшее развитие программы, над которой мы будем работать совместно с индийскими партнерами, - отметил Погосян. - Я уверен, что наш совместный проект превзойдет западные аналоги по критерию "стоимость-эффективность". По словам Погосяна, российско-индийский истребитель пятого поколения "позволит не только укрепить оборонную мощь ВВС России и Индии, но и займет достойное место на мировом рынке".

Российский штурмовик будет обладать характеристиками, аналогичными американскому F-22 «Raptor»: сверхзвуковой скоростью (более 1200 км/ч), сверхманевренностью, малой заметностью в инфракрасном и радиолокационном полях. Кроме того, особые требования предъявляются к «интеллекту» машины. Самолет должен уметь создавать вокруг себя круговое информационное поле, прицеливаться одновременно по воздушным и наземным объектам, обстреливать противника во всех ракурсах: вперед, вбок и даже назад. При этом одна из основных задач - сократить время и стоимость технического обслуживания. Стоимость полета должна быть уменьшена по сравнению с существующими образцами. Час полета Су-27 обходится примерно в $10 тысяч, тогда как американский F-22 сжигает за час всего лишь $1,5 тысячи.

По оценкам специалистов, себестоимость российских самолетов примерно в два раза ниже американских. Исходя из этой логики, можно прикинуть, что стоимость ПАК ФА будет колебаться в пределах $60 - $100 млн. Колоссальные деньги для российского военного бюджета, который меньше американского в 25 раз. В силу небольшого серийного тиража цены на машину будут непомерными и неконкурентными на экспортном рынке вооружений. Традиционно покупатели российского оружия страны не богатые, которых, прежде всего, привлекает не новейшее техническое совершенство, а соотношение цена-качество.

Военный аналитик Александ Гольц сомневается в том, что создание самолета подобного «Раптору» в нашей стране вообще возможно. Су-35 – лишь один из примеров того, как военная промышленность России вынимает из нафталина старые образцы техники и пытается продавать их как новые, в том числе и нашей армии. «В конце 1980-х годов в СССР появились новые образцы вооружений, которые не пошли в производство, но их можно считать новыми только в том смысле, что их не выпускали серийно» - считает эксперт.

Американцы уже прошли по этому пути и теперь с удивлением наблюдают, как мы собираемся наступить на те же грабли. Эксперты Пьер Спрей и Джеймс Стивенсон признали ошибкой Пентагона разработку F-22. Против этого проекта говорит его непомерная стоимость и сложность. Вначале ВВС США планировали заказать 750 самолетов по $149 млн. за штуку, затем заказ сократили до 138, что вызвало увеличение стоимости аэроплана до $355 млн. Кроме того, у Пентагона возникла проблема с подготовкой кадров. Вследствие слишком раздутого бюджета американцы были вынуждены свернуть программы обучения пилотов. Кроме того, эксперты обвиняют военное ведомство США в том, что оно оторвалось от реальности в погоне за технологическим превосходством над потенциальными противниками. А их сейчас в мире нет и в ближайшие 30 лет не будет. То есть не будет угроз, адекватных возможностям F-22.

смотрите также

показать больше статей