Сенаторы приравняли пиво к алкоголю

К спиртным напиткам официально причислены фруктовое и ликерное вино, шампанское, пиво, а также алкогольная продукция с содержанием спирта 0,5%. Запрещено пить пиво во дворах, подъездах, на лестничных площадках, в лифтах жилых домов.

13 Июля 2011 15:23:16

В ходе последнего заседания Совета Федерации сенаторы ратифицировали  законопроект о производстве и обороте алкоголя, принятый Госдумой в третьем чтении 7 июля.

Согласно закону теперь к спиртным напиткам относятся вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, а также пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, а также алкогольная продукция с содержанием спирта 0,5%.

Точное определение продукции, содержащей 0,5% этилового спирта, но относимого в список алкогольных напитков, будет определен с июля 2012г. Тогда же будет составлен список напитков, которые содержат указанную долю алкоголя, но к спиртным напиткам относиться не будут.

Также закон существенно расширяет список мест, где запрещены торговля и употребление спиртных напитков. Запрет касается детских, образовательных, медицинских организациях, на спортивных объектах, в организациях культуры (за исключением пунктов общественного питания), на всех видах общественного транспорта, на остановках, на станциях метро, на автозаправках; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах и в аэропортах (исключение составляют магазины беспошлинной торговли); на военных объектах; в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами госвласти субъектов РФ, во дворах, подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения. Эти ограничения действуют также на прилегающих к указанным местам территориях и в нестационарных торговых объектах.

Документ принят с целью защитить экономические интересы государства, противодействовать нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, а также усилить контроль за производством алкоголя, что позволит проводить грамотную работу по профилактике алкоголизма среди молодежи.

Читайте: Продажа пива подросткам стала уголовным преступлением

Модернизация начинается с бутылки

В России с 1 января 2013 года может быть запрещена продажа пива в пластиковой таре. Соответствующие поправки к закону "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" разработаны правительством. Сейчас в пластиковой таре реализуется около 50 процентов всего пива в России.

Российские власти никак не могут изобрести методику борьбы с "зеленым змием". Ранее президент РФ Дмитрий Медведев предложил разливать пиво только в тару 0,33 л. Главный нарколог Минздравсоцразвития РФ Евгений Брюн заявил, что алкоголь нужно продавать с инструкцией по употреблению. "Наверное, нам надо обучать людей как пользоваться алкоголем, - подчеркнул чиновник. - Это должно происходить также как, например, происходит при продаже стиральной машины с инструкцией по применению. В стране необходимо создать централизованные магазины по продаже алкоголя и также в этих магазинах можно будет получить брошюру по применению алкоголя".

Более того, в 2010 году министр финансов России Алексей Кудрин неожиданно сдедла признание - потребители табака и водки оказывают большую помощь государству, внося вклад в решение социальных задач страны. Такое необычное заявление сделал в среду. "Кто пьет водку, кто курит, тот больше внесет помощь государству, -  отметил Кудрин. - Выкурил пачку сигарет, значит, больше внес средств на решение социальных задач: поддержка демографии, развитие других социальных услуг, поддержка рождаемости".

По данным Минздрава, в структуре продажи алкогольной продукции 80% приходится на пиво, 13% - на водку и ликероводочные изделия, 6% - на вино и 1% - на коньяк. Россия по-прежнему занимает одно из лидирующих позиций по уровню потребления алкоголя на душу населения, который составляет на сегодняшний день около 15 литров на человека в год, включая младенцев и беременных женщин.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, если потребление чистого алкоголя превышает восемь литров в год, то это уже опасно для нации.

Напомним, что в 2004 году Госдума приняла закон о радикальном ограничении рекламы пива, в частности, на телевидении. За принятие законопроекта проголосовало 432 депутата, при одном воздержавшимся. В соответствии с документом, распространяемая любыми способами реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна содержать информацию о том, что их употребление имеет важное значение для достижения успехов в жизни. Она также не должна содержать информацию о безвредности или положительных терапевтических свойствах пива.

Со времени принятия этого закона реклама пива не распространяется в радио- и телепрограммах с 7:00 до 22:00 часов. В рекламных роликах запрещено использовать образы людей и животных, в том числе и в мультипликационной рекламе. Запрещено также распространение рекламы напитка в детских, образовательных, медицинских, оздоровительных, спортивных организациях и организациях культуры, а также ближе 100 метров от них.

Представляя этот законопроект, председатель комитета по безопасности Госдумы Владимир Васильев отмечал, что повсеместное расширение рекламы пива явилось главной причиной значительного увеличения его потребления, в том числе молодежью и подростками. "Достаточно привлекательная, навязчивая и агрессивная реклама пива практически делает его чрезвычайно привлекательным для потребления", - отметил депутат.

В свою очередь председатель думской комиссии по противодействию коррупции Михаил Гришанков отметил, что анализ действующего закона "О рекламе" показал наличие в нем "коррупционных норм", касающихся рекламы пива.

Государственная Дума тогда отклонила две поправки, внесенные вице-спикером от фракции ЛДПР Владимиром Жириновским, который предлагал законодательно закрепить полный запрет рекламы пива, а также табачных изделий.

Со своей стороны, эксперты считают, что нет ни одного исследования, доказывающего зависимость роста потребления пива молодыми людьми от демонстрации телерекламы. В США было установлено, что реклама пива воздействует лишь непосредственно на любителей пенного напитка и тех, кто употребляет крепкий алкоголь: кто пива не пьет, пивоманом из-за рекламы не становится.

"Пивные поправки" никак не связаны с благой целью "оздоровления" нации, и именно поэтому в них так мало смысла. В той же Франции жесткие ограничения на рекламу пива на ТВ были введены с конкретной целью: затормозить падение продаж национального алкогольного напитка – вина. Кстати, несмотря на все рестрикции, уровень продаж пенного напитка на родине высоких вин так и не упал. Потому что дело не в рекламе. Отношение к алкогольным напиткам формируется в семье, в школе, - сказал генеральный директор компании "Очаково" Владимир Антонов.

Первым делом, считают специалисты, следует следить, как исполняется закон о запрещении продавать алкоголя и сигарет несовершеннолетним. А розничные точки, которые нарушают этот закон, строго наказывать – вплоть до отзыва лицензии.

По данным социологических исследований, подавляющее большинство россиян (63,2%) пьют пиво, в то время как 36,8% - нет. 49% женщин ответили, что не пьют пиво, этот показатель также высок и среди представителей старшей возрастной группы. Самый низкий показатель тех, кто не пьет пиво - среди молодых людей в возрасте 18-24 лет, в этой категории граждан так ответил только каждый 10-й.

На вопрос о том, насколько часто респонденты употребляют пиво, ответы распределились следующим образом: не менее одного раза в день - 4%; 1 раз в неделю - 14%; 2-3 раза в неделю - 12%; 1 раз в месяц - 10%; 2-3 раза в месяц - 11%; реже одного раза в месяц - 13%

Таким образом, каждый третий россиянин пьет пиво не реже одного раза в неделю. Здесь опять отличилась молодежь, в этой группе самый высокий показатель потребления пива.

При этом 49% опрошенных заявили, что предпочитают пиво в стеклянной бутылке, 29% - в пластиковой, 14% - в алюминиевой банке, 6% - разливное, а 2% - затруднились ответить на этот вопрос. Также респондентам был задан вопрос по поводу наиболее заметной рекламы пива. Судя по полученным результатам, наибольший отклик реклама находит в среде молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет.

смотрите также

показать больше статей