VIP-охотники "достали" сами себя

Суд оправдал выживших при крушении вертолета VIP фигурантов дела о браконьерской охоте на краснокнижных животных. Между тем, охотоведы оценили ущерб почти в 1 млн. рублей. "Эти охоты все уже достали", - признаются сами подсудимые.

23 Мая 2011 14:16:44
автор: Лев Ященко
Кош-Агачский суд Республики Алтай в понедельник оправдал выживших при крушении вертолета высокопоставленных фигурантов дела о браконьерской охоте на краснокнижных животных.
Между тем, охотоведы оценили ущерб от охоты с вертолета на Алтае в 900 тыс руб. Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира республики Алтай требовал взыскать эти деньги  с подсудимых по делу о крушении.
 
Вертолет Ми-171 (модификация Ми-8) с высокопоставленными чиновниками разбился в январе 2009 года в районе горы Черная на Алтае. В катастрофе погибли семь человек, в том числе полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. Четверо выжили, трое из них предстали перед судом - это вице-премьер правительства республики Анатолия Банных, который подал в отставку после катастрофы, гендиректор компании "Инеко" Борис Белинский и заместитель директора института экономики и законодательства Москвы Николай Капранов. Им предъявлено обвинение по части 2 статьи 258 УК РФ (незаконная охота), санкция которой предусматривает до двух лет лишения свободы.
 
Дело получило большой общественный резонанс, прежде всего из-за того, что после крушения в интернете появились снимки обломков вертолета, среди которых видны алтайские горные бараны (их также называют архарами или аргали), занесенные в Красную книгу РФ и международную Красную книгу. Любая охота на них запрещена. Эти животные также являются священными и неприкосновенными для коренных алтайцев.
 
Оглашая приговор, судья Николай Лубеницкий сказал, что сторона обвинения не предоставила достаточных доказательств вины подсудимых.
 
"Выводы о виновности подсудимых, изложенные в обвинительном заключении, носят предположительный характер. Поэтому Банных, Белинский, Капранов подлежат оправданию", - сказал судья.
Также судья сказал, что подсудимые вправе потребовать компенсацию о возмещении вреда в результате уголовного преследования.
 
Виновны лишь в бездействии
Перед судебным заседанием господин Капранов рассказал о событиях, происшедших в горах Алтая 9 января 2009 года. По словам обвиняемого, оружия при себе у него не было, а "из Москвы он приехал с бутылкой водки и сумкой с запасными носками". "Я сидел сзади, в хвосте вертолета. Честно говоря, я неважно себя чувствовал и старался задремать. Очень сильно меня укачало",— отметил обвиняемый Капранов, добавив, что был в шумопоглощающих наушниках. В какой-то момент полета он "почувствовал жар и скрежет в хвостовой части". Очнулся господин Капранов, по его словам, в обломках вертолета. "Нога была зажата между стойкой шасси и обшивкой... Чувствую, у меня грудь разбита, вдох и выдох идет с хрипами... Рука не шевелится, голова не шевелится. Стал звать на помощь, потому что из-за утечки керосина все воспламенится. Из меня просто шашлык будет. Слава богу, пришли ребята, вытащили",— вспоминал обвиняемый. Господин Капранов отметил, что понимает общественный резонанс дела, поскольку "эти VIP-охоты — они достали, это браконьерство высокопоставленных чиновников уже всем надоело". Понятно ему и "желание прокуратуры и общественности положить этому предел". В то же время подсудимый заявил, что уверен в своей невиновности: "Те, кто выжил, непосредственно в стрельбе никакого участия не принимали". 
 
Как выяснилось, господа Банных и Белинский на процесс не явились и прислали на судебное заседание своих адвокатов — ст. 247 УПК РФ (участие подсудимого) позволяет проводить разбирательство по делам небольшой и средней тяжести без обвиняемого. Защитники заявили ходатайство о рассмотрении дела без их клиентов. Удовлетворив его, председательствующий в процессе судья Николай Лубеницкий предоставил слово для выступления прокурору. 
 
В материалах дела указывается, что зампред правительства РА Анатолий Банных по просьбе полпреда Косопкина занялся организацией аренды вертолета. 8 января 2009 года полпред Косопкин и сопровождающие его лица прибыли в аэропорт Бийска. Однако в РА погода была нелетной, и отправление перенесли на следующий день. 
 
По данным следствия, 9 января в 11.26 вертолет высадил у укрытия полпреда Косопкина и двух охотников — Виктора Каймина, возглавлявшего республиканский комитет по охране объектов животного мира, и Сергея Ливишина — замначальника департамента управления президента РФ по внутренней политике. В дальнейшем пилот вертолета стал загонять архаров на стрелков. Как указано в обвинительном заключении, "находящиеся на земле Косопкин, Ливишин и Каймин, воспользовавшись тем, что архары приблизились на расстояние выстрела, произвели с целью их добычи не менее одного выстрела каждый". Следствие полагает, что одно краснокнижное животное добыл Каймин, второе — Ливишин, третьего архара с борта вертолета застрелил Василий Вялков, руководитель ансамбля "Ярманка". Несмотря на то что господа Банных, Белинский и Капранов не убили ни одного животного, им предъявили обвинение. Адвокаты неявившихся обвиняемых заявили, что их клиенты невиновны. Аналогичную позицию высказал господин Капранов. 
 
Участники процесса вчера допросили сотрудника погранзаставы Ахмата Есекова, который стоял в оцеплении места падения вертолета Ми-171 и видел туши застреленных животных. В дальнейшем были оглашены показания других свидетелей, в частности, главы республики Александра Бердникова. По его словам, о приезде на охоту полпреда Косопкина ему доложил его заместитель Анатолий Банных. На вопрос господина Бердникова, имеются ли у охотников соответствующие лицензии, чиновник Банных ответил утвердительно. "Встреча с Банных и его компанией меня не радовала, так как я понимал, что будет застолье. Но я понимал, что будет некорректно уклониться от встречи с Косопкиным",— отметил господин Бердников. А узнав, что на охоте были застрелены редкие животные, он высказал претензии господину Банных. 
 
Лев Ященко

 

смотрите также

показать больше статей