Реформа медицинского страхования вызывает вопросы

Закон об ОМС призван радикально изменить существовавшую cиcтему ОМC и "cоздать конкурентную cреду между медицинcкими организациями". Однако у экспертов положения нового закона вызывают вопросы.

19 Ноября 2010 14:52:27
автор: Светлана Володина
Гоcдума  завершает работу над законопроектом об обязательном медицинcком cтраховании (ОМC). Об этом ИТАР-ТАCC cообщили в аппарате нижней палаты парламента.
Этот документ призван радикально изменить cиcтему ОМC и "cоздать конкурентную cреду между медицинcкими организациями". Теперь гражданин cам будет выбирать cтраховую медицинcкую организацию, лечебное учреждение и врача, cможет получать медицинcкую помощь в любой медицинcкой организации, работающей в cиcтеме ОМC, вне завиcимоcти от меcта проживания.
 
Одной из наиболее важных новаций закрепляетcя, что базовая программа оказания беcплатной медицинcкой помощи одинакова на вcей территории РФ, а полномочия по реализации базовой программы передаютcя cубъектам РФ c финанcовым обеcпечением в виде cубвенций.
 
Ко второму чтению законопроекта был уточнен понятийный аппарат документа, кроме того, в него добавлено определение базовой и территориальной программы ОМС. Также в документ была включена новая глава, которая определяет полномочия РФ и субъектов РФ в сфере ОМС.
 
Одобрена поправка, в соответствии с которой к застрахованным лицам относятся работающие по авторскому и лицензионному договору.
 
Кроме того, более подробно прописывается участие страховых медицинских организаций в системе ОМС. Так, законопроект дополняется положением о том, что страховщики размещают на собственных сайтах в Интернете, в СМИ или доводят до сведения застрахованных лиц другими способами информацию о своей деятельности.
 
Между тем, закон о коренном реформировании системы ОМС вызывает у экспертов много вопросов.
 
"Внесенными поправками достигнуты финансовые условия, направленные на то, чтобы каждый гражданин РФ получил гарантированный объем бесплатной медпомощи. Каким образом это будет достигнуто? Прежде всего, усилия будут направлены на выравнивание финансирования базовой программы ОМС во всех субъектах РФ", — рассказала журналистам председатель думского комитета по охране здоровья Ольга Борзова.
 
Для этого средства обязательного медицинского страхования будут сначала аккумулироваться в федеральном фонде ОМС, а затем в виде субвенций, рассчитанных по единой методике, передаваться субъектам РФ. Это должно дать гражданам возможность независимо от региона проживания получать равную медпомощь в рамках базовой программы ОМС, пишет Dailyj.ru.
 
Еще одна важная, с точки зрения Борзовой, поправка - законодательное закрепление величины тарифа на обязательное медстрахование неработающего населения (за него платят региональные бюджеты, но до сих пор законодательно тарифы не были определены). На следующий год размер страхового взноса установлен на уровне, не меньшем, чем в текущем году. В дальнейшем региональные тарифы, как говорила ранее министр здравоохранения Татьяна Голикова, должны повышаться на 25% в год - с учетом увеличения объемов медпомощи и ее удорожания. Наконец, к 2015 году все регионы будут платить взносы в ОМС по единому тарифу. Он должен вырасти, так как к тому моменту в систему ОМС планируется включить дорогостоящую высокотехнологичную медпомощь.

Однако следует учесть, что в законе об ОМС на 2011 год обозначена стоимость программы в 840,6 млрд руб., при этом дефицит бюджета ОМС составляет 90,3 млрд руб. Сомнительно, что удастся закрыть "дыру" за счет повышения и выравнивания региональных тарифов: ведь даже сегодня, при щадящем размере взносов, более половины субъектов федерации не справляются со своими обязательствами перед фондами ОМС.

Авторы законопроекта неоднократно подчеркивали, что документ направлен на защиту интересов пациента. Ему предоставляется право свободного выбора страховой компании, медицинского учреждения и врача (с согласия последнего). Однако мало кто помнит, что все эти права россиян уже прописаны в действующих законах. "Надо отметить, что данные меры, в том или ином виде, продекларированы и сейчас, поэтому в будущем они смогут заработать, если будут конкретизированы дополнительными регламентами", - считает генеральный директор РОСНО-МС Нина Галаничева.
 
Сомнительно, что для осуществления перечисленных прав не хватает норм и регламентов — скорее, нет реальной возможности ими воспользоваться. К примеру, у россиян, живущих в деревнях и поселках, после принятия соответствующих законопроектов выбор лечебных учреждений шире не станет: таковых в лучшем случае одно на село. Одинаково длинные очереди в поликлиниках мегаполисов также лишают смысла смену лечебного учреждения.

Законопроект исключает право работодателя и органов государственной власти субъектов федерации на выбор страховых компаний, предоставляя его самому застрахованному. Но это тоже практически соответствует действительному положению дел. "Неработающие петербуржцы реализуют это право на практике: они сами выбирают страховщика среди компаний, выигравших тендер правительства города. Работающие, при большом желании, тоже могут настоять на своем и заставить работодателя заключить договор с той страховой компанией, которая для них предпочтительна", - поясняет генеральный директор компании "Капитал Полис" Алексей Кузнецов.

"Перетекания" клиентов из одной компании в другую страховщики не опасаются, ссылаясь на традиционную пассивность россиян. По мнению президента Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрия Кузнецова, миграция клиентов страховых компаний будет незначительна: страховщика сменят не более 5% человек.
 
Возмущение большинства представителей страхового рынка вызывает и поправка, увеличивающая с 2012 года размер уставного капитала СК в системе ОМС с 30 млн до 60 млн рублей.
 
Подготовила Светлана Володина

смотрите также

показать больше статей