Россиянам предстоит обсудить закон "Об образовании"

Президент Медведев поручил Минобрнауки организовать общественное обсуждение закона "Об образовании". ЕГЭ, считает Медведев, останется главной, но не единственной формой оценки знаний учащихся.

06 Октября 2010 11:44:02
автор: Елена Шуляк

На встрече с лауреатами конкурса "Учитель года-2010" президент Дмитрий Медведев поручил министерству образования и науки РФ организовать общественное обсуждение нового законопроекта "Об образовании", подобное тому, которое ведется вокруг закона "О полиции", передает РИА Новости.

"У нас есть определенный опыт общественного обсуждения законопроектов", - сказал президент и назвал образование не менее важной сферой, чем правоохранительная.
"Может быть, нам нужно провести какое-то количество общественных слушаний, - предложил Медведев. Может быть, также отдельный сайт для этого сделать", - сказал он, обращаясь к присутствующему на встрече главе Минобрнауки РФ Андрею Фурсенко.


По мнению президента, нужно готовиться к тому, что комментариев к законопроекту будет очень много, также много будет критических замечаний, издевательских откликов и т.д. Но "если вы считаете, что это будет полезно, давайте это сделаем", - заявил Медведев.


Руководитель государства также согласился создать комиссию, которая координировала бы эту работу. По его мнению, ее мог бы возглавить советник президента РФ Вениамин Яковлев.

Следует отметить, что в последние годы наиболее широкие дискуссии в обществе ведутся именно о системе образования. Нещадной критике подвергаются многие новшества в современной школе. Специалистами высказываются предложения буквально вернуться к советской системе обучения. Однако понятно, что новое время требует новых подходов, хотя и не исключает необходимости сохранить то лучшее, что было в системе образования нашей страны после революции 1917 года и даже вспомнить о положительном опыте дореволюционного образования в России.
 

Советская школа, которую мы знаем, формировалась не ранее середины 30-х годов XX века. За образец брали разрушенную большевиками русскую систему образования, существовавшую до 1917 года. Классическая советская система образования - предмет законной гордости - возникла главным образом после войны. Остаётся удивляться гению русского народа и накопленному Российской империей интеллектуальному потенциалу, что вопреки большевистскому засилью идеологии,  Советский Союз всё-таки достиг первоклассных успехов в естественных науках и технике. Сегодня уместно напомнить, что нынешние лауреаты Нобелевской премии по физике – выходцы из России – реальное тому подтверждение. Ведь они выпускники Московского физико-технического института, а среднюю школу заканчивали в СССР.

"Государственная политика в области образования позволила достичь нашей стране целого ряда положительных результатов. Была создана уникальная по масштабам, плодотворная, бесплатная на всех уровнях система народного образования. Успешно были решены проблемы всеобщего начального, а затем неполного среднего и полного среднего обучения молодежи. По многим качественным показателям советское образование занимало ведущие позиции в мире. Но без учета изменения тенденций в эволюции идеалов образования результативность отечественной системы образования стала падать. К началу 80-х годов прошлого столетия характерными стали следующие явления: несоответствие содержания образования реальным условиям жизни, неспособность выпускников профессиональных учебных заведений плодотворно включаться в трудовую деятельность, перепроизводство специалистов в ряде технологических сфер, падение престижа образованности, формализм в работе педагогических коллективов и т.д.", - считает доцент кафедры философии Нижегородской академии МВД России, доктор философских наук, С.Л. Ивашевский.

Известный журналист Виктор Третьяков перед своим участием в телепрограмме, посвященной обсуждению вопросов образования в России, писал в блоге: "… буду категорически выступать против ЕГЭ, буду воспевать советскую (она же классическая академическая, идущая прямо из античности) систему образования. Минус у нее был один – чрезмерная марксистская идеологизированность и ограниченность контактов с внешним (в политическом смысле) миром. Лозунг времени: "Назад в будущее – к советской системе образования! К сожалению, болонское и вообще прозападное образовательное лобби не позволит его реализовать. Но всё равно бороться надо!"

Кстати, вопрос о ЕГЭ на встрече с учителями не был обойден вниманием президента Медведева.  Он поручил министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко совместно с педагогической общественностью и экспертами обдумать предложение отменить экзамены для лучших учеников школ.

На встрече с президентом учитель химии и биологии из Тульской области Андрей Гарифзянов предложил усовершенствовать систему итоговой аттестации учащихся школ, создав "накопительную систему по итогам исследовательской работы учеников". По словам учителя, существует определенный перечень олимпиад, согласно которому победители беспрепятственно поступают в вузы, и поинтересовался, нельзя ли создать такой же перечень конкурсов и олимпиад, которые позволят детям без экзаменов заканчивать школу.

"Если это можно каким-то образом заформализовать, чтобы за этим был контроль, то я потенциально не против, - сказал Дмитрий Медведев. - Но как это сделать, я, честно говоря, не знаю", - добавил он. Гарифзянов, со своей стороны,  полагает, что для этого в субъектах РФ можно создать экспертные комиссии, которые будут оценивать исследовательскую деятельность учеников.

Медведев поручил министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко совместно с педагогической общественностью и экспертами обдумать это предложение и представить свои соображения на эту тему.

Президент в то же время подчеркнул, что ЕГЭ должен быть "основной, но не единственной формой" оценки знаний учащихся.

Елена Шуляк

смотрите также

показать больше статей