Дымовую завесу над Москвой уберет только дождь

Торфяные пожары возникли в восточных и юго-восточных районах Подмосковья. Однако запах гари уже ощущается даже на севере и северо-западе столицы. Жарким летом 1972 года дым проник даже в метрополитен.

19 Июля 2010 13:33:47
автор: Егор Парфенов

Нынешнее жаркое лето люди воспринимают уже как напасть. Мало того, что термометры застыли на отметке 33 градуса, также в Москве резко ухудшилась экологическая ситуация. В некоторых районах города вновь сильно пахнет дымом. Как передают корреспонденты "Интерфакса", тяжело дышать москвичам и гостям города на востоке и юго-востоке столицы, в частности, на Волгоградском и Рязанском проспектах, шоссе Энтузиастов, в Косино и Новокосино, Жулебино, а также на юго-востоке и востоке. По информации корреспондентов агентства, с этой стороны к городу подошел дым горящих в Подмосковье торфяников, в воздухе висит белое марево. Запах гари уже ощущается даже на севере и северо-западе столицы, например на Ленинградском шоссе в районе Сокол.

Эта проблема досталась нам в наследство от 1930-х гг. – тогда активно осушались подмосковные болота. Торф был нужен для промышленности, гектары освободившейся земли – для колхозных полей и лугов. Однако "преобразование природы" подложило потомкам экологическую бомбу. "Подушки" пересохшего торфа легко воспламеняются от солнечных лучей (про любителей разводить костерки и кидать окурки в лесу умолчим, в такую жару трудно подобрать для них корректное определение) и тлеют годами, не затухая даже зимой.

В принципе, возгорания на подмосковных болотах происходят каждое лето, но в обычные годы, кроме местных жителей да сотрудников МЧС, об этом мало кто узнает.

По данным ГУ МЧС РФ по Московской области, вокруг столицы насчитывается 12 пожароопасных районов. Среди них них - Шатурский, Луховицкий, Егорьевский и Орехово-Зуевский. Под угрозу попадают 400 населенных пунктов, а также 800 км линий связи и электропередачи, 600 км железнодорожных магистралей, 800 км трасс областного и федерального значения.


Подобная ситуация наблюдалась в Москве жарким летом 1972 года. Тогда жара в Москве и Подмосковье наступила с третьей декады июня и продолжалась до 24 августа. Тогда в июле выпало дождей всего 20 процентов, а в августе только десять процентов от обычной нормы. Температура в августе превысила норму на шесть градусов. Ртутный столбик в эти летние месяцы 26 раз фиксировал отметку 30-35 градусов, между тем обычно за июнь-август таких дней бывает не больше трех-четырех. Так называемые торфяные пожары возникли в 1972 году сначала в Шатурском районе, а потом кольцом окружили Москву. Лесные и торфяные пожары за короткое время охватили центральные области России. Было уничтожено 650 тыс. га леса, 4900 штабелей торфа. Едкий дым проникал даже в метрополитен на станции самого глубокого залегания. Дышать было абсолютно нечем. Но около сорока лет назад технологии тушения пожаров были другими, и несмотря на все усилия пожарных, с огнем в результате справился только дождь, который пошел-таки в августе.

Как говорят синоптики, жаркое и сухое лето в Москве отмечается примерно пять-семь раз за столетие. Наиболее знойным было лето в 1936 и в 1938 годах. С начала регулярных метеорологических наблюдений меньше всего выпало осадков летом 1897 года - 84 миллиметра, а сейчас сумма осадков составляет всего 82 миллиметра, из них 62 миллиметра выпало в июне. Расчеты показывают, что такие явления повторяются не чаще одного раза в столетие.

Чем же объяснить подобный "сюрприз", который преподнесла нам нынче природа?
Обычно над Европой летом преобладают западные и юго-западные потоки, несущие влажный морской воздух с Атлантики. Они двигаются дальше, на просторы Восточной Европы, и прогреваются от теплой поверхности земли. При этом развивается облачность, и выпадают ливни. Иногда западные потоки перебиваются движением воздушных масс вдоль меридиана - с севера на юг или в обратном направлении. Тогда в первом случае наступает похолодание, а во втором - жаркая погода. Нынче же над европейской частью России образовался необычно устойчивый и обширный антициклон (область высокого давления) с центром в районе Москвы. Он препятствует поступлению в эти районы прохладных и влажных масс с Атлантического океана. Вместе с тем открылся путь сухому воздуху из Средней Азии, Прикаспия и даже из пустынь Африки. Воздух в области антициклона остается длительное время без движения, дополнительно прогреваясь на 6-10 градусов под воздействием солнечной радиации, а также от поверхности почвы, которая теплее атмосферы на 15-20 градусов.

Таким образом, антициклон как бы сам себя поддерживает, сохраняя жару и сушь на обширной территории. В то же время влажный и прохладный воздух с Атлантики не в силах преодолеть мощный барьер высокого давления и направляется в обход антициклону - на запад Белоруссии, в Молдавию, на запад Украины и вызывал там временами прохладную погоду с дождями. Так, по прогнозам, уже с 20 июля жара начнет спадать на Украине.

Между прочим, на бытовом уровне весьма актуально в последнее время мнение, что неоднократный "разгон" дождевых облаков весной и в начале лета этого года (9 мая на День Победы и 12 июня на День России) негативно повлиял на формирование воздушных масс в Средней полосе России.  Кстати, в своем интервью радиостанции «Эхо Москвы» руководитель Гидрометцентра Москвы Алексей Ляхов на вопрос корреспондента, невозможен ли обратный процесс, противоположный искусственному "разгону облаков" (вызвать осадки), разъяснил, что технология, в принципе, одна и та же. Только средства на такие мероприятия требуются огромные.


Егор Парфенов

смотрите также

показать больше статей