Фурсенко: "Дураков в системе образования хватает"

Все предметы, которые сегодня преподаются в школах, останутся бесплатными, сообщил министр образования Фурсенко. Тех, кто сказал, что образование будет платным, министр назвал дураками.

02 Июня 2010 15:14:31
автор: Светлана Володина

Правительство РФ в ближайшее время планирует внести в Госдуму законопроект о финансировании негосударственных образовательных учреждений. Об этом сообщил министр образования РФ Андрей Фурсенко, во время выступления в рамках правительственного часа в Госдуме, сообщаетРБК. По его словам, новый законопроект будет предусматривать возможность бюджетного финансирования негосударственных образовательных учреждений наравне с государственными. "Зачастую эти учреждения (негосударственные) реализуют не менее качественные и современные образовательные программы", - отметил А.Фурсенко.

Отбор учреждений, которым будет предоставляться финансирование, планируется проводить на конкурсной основе. По словам министра, законопроект коснется учреждений общего и профессионального образования. На данный момент проект закона проходит необходимые согласования. Закон о «коммерциализации» бюджетной сферы закрывает «серые» схемы оплаты образовательных услуг, заявил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. «Единственное, что закон делает - это закрывает «серые» схемы и добивается того, чтобы никаких нелегальных поборов не было», - сказал Фурсенко.

Комментируя обвинения «Единой России» в адрес оппозиции, что их пропагандой против закона о «коммерциализации» бюджетной сферы воспользовались в образовательных учреждениях и предлагают уже сейчас платить за учебу, Фурсенко заявил: «Я далек от теории заговора, не враги, а дураки просто говорят». «То, что, к сожалению, дураков в образовательных учреждениях хватает, это, к сожалению, наша беда», - сказал министр.

Все новые федеральные образовательные стандарты будут приняты до конца текущего года, сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, передает "Интерфакс".  По словам министра, в прошлом году был утвержден и зарегистрирован в Минюсте стандарт начального образования. Проект стандарта для второй школьной ступени в настоящее время находится на общественно-профессиональной экспертизе, завершается подготовка стандарта для третьей ступени школы. Заметим, что еще в июле 2007 года министр говорил, что новые стандарты отличаются гибкостью: «Уже сегодня 30% в рамках этого стандарта можно менять по усмотрению преподавателя».

На сегодня, по словам главы Минобрнауки, утверждены более 400 стандартов для начального и среднего профобразования, а также порядка 500 - для высшего (бакалавриат, магистратура, специалитет).

Минобрнауки прогнозирует резкое снижение количества студентов, демографический спад продлится до 2020 года.  Андрей Фурсенко сообщил, что количество учеников за последние 10 лет уменьшилось на 40% и сейчас демографический кризис переходит в сферу высшего профобразования. «Если еще недавно мы наблюдали бурный рост числа студентов вузов, за те же 10 лет число студентов увеличилось с 4 млн до 7,5, то в ближайшие три года нас ожидает спад, может, не такой бурный, но мы предсказываем как минимум на 2 млн человек количество студентов уменьшится», - заявил министр. «Это самым серьезным образом затронет как сеть учреждений профобразования, так и сотни тысяч работающих в них людей. И спад этот продлится до 2020 года», - заявил Фурсенко.

Напомним, что новые образовательные стандарты начали обсуждаться еще в начале второго тысячелетия. Тогда эксперты единодушно заявляли: «Вряд ли может существовать единое содержание для всех типов, уровней, направлений и специальностей подготовки. А потому наивно обобщенное и усредненное содержания образования государству не следует стандартизовать. Раньше существовали типовые учебные планы и программы, которые носили разумный рекомендательный характер. Стандарты, напротив, вводят обязательность выполнения во многом ошибочных требований, что мешает нормальному функционированию образовательных систем различного уровня и различной направленности. Стандартизация здесь принесёт больше вреда, чем пользы».


Разработка этих стандартов велась около трех лет. При подведении промежуточных итогов выяснилось, что методисты и педагоги лишь знакомились с документами, разработками и примерными программами образования. Основным вопросом также остается проблема учителя, который будет преподавать по-новому: вести с детьми проекты, разрабатывать творческие программы уроков, не «вбивать» знания, а развивать личность ученика. Еще в 2008 году руководитель проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения Александр Кондаков говорил: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения».


И еще одно. Отвечая на вопрос депутатов о фактах самоубийства школьников из-за неудачной сдачи ЕГЭ, Фурсенко сказал, что эти самоубийства не связаны со сдачей экзаменов и просил не шуметь об этом и не будоражить общественное мнение. Министр образования пообещал, что с каждым случаем самоубийства школьников он буджет разбираться отдельно. Также министр предупредил выпускников, чтобы они не пользовались, как он сказал "левыми" источниками для подготовки к ЕГЭ. 

 
Со своей стороны, социологи  «Левада-центра» говорят, что количество недовольных новой формой сдачи экзаменов (ЕГЭ) увеличилось за последние годы в два раза. Вдвое также увеличилось число россиян, считающих, что при повсеместном введении ЕГЭ  возросла коррупция и блат, по сравнению с 2008 годом число соответствующих респондентов увеличилось до 7%.
 

Светлана Володина

 


 

смотрите также

показать больше статей