Выпускники школ выбирают технические ВУЗы

Рособрнадзор сообшил, что в этом году выпускники школ при сдаче ЕГЭ выберут физику, химию, информатику. В связи с модернизацией экономики в России вырос спрос на инженеров, технологов и техников.

20 Мая 2010 12:06:52
автор: Светлана Володина

Специалисты Рособрнадзора сообшили, что по прогнозам, в этом году большее число выпускников школ при сдаче Единого госэкзамена выберут предметы не гуманитарного профиля, а технического - физику, химию, информатику. По-прежнему в числе обязательных предметов при сдаче ЕГЭ остаются русский язык и математика, пишет «РГ».

Давно известно, что в развивающихся странах при росте экономики соответственно растет спрос на специалистов технических специальностей. Так, в СССР приезжали учиться на инженеров абитуриенты из стран Африки, Азии, Латинской Америки и других так называемых стран «третьего мира». Да и в самом СССР обучение в технических вузах было престижным, а специалисты - востребованы. В 90-е годы ситуация изменилась. Потребовались юристы, менеджеры и проч. Но в последние годы нашей стране значительно упал спрос на различного толка менеджеров, юристов, экономистов и проч. Молодым людям становится все труднее найти достойную работу по этим специальностям. А в связи с декларированной модернизацией в области экономики, в том числе, стала явственно ощущаться нехватка инженеров, технологов, техников и проч.
 

За время существования новой формы аттестации выпускников средних школ (а закон действует с 1 января 2009 года) критики новой системы не раз отмечали несовершенство данной формы экзаменов. «Мы фактически являемся свидетелями крушения всей системы итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ, потому что в соответствии с новым положением реально за курс средней школы сдаются теперь лишь два экзамена: русский язык и математика. Да и они - в тестовой форме. Это означает, что российская школа вплотную приблизилась к параметрам церковно-приходской школы конца XIX века. Но даже там сдавали четыре итоговых экзамена. Добавлялись церковнославянский язык и Закон Божий», - считает Президент Всероссийского фонда образования профессор Сергей Комков. По словам эксперта, ЕГЭ теперь сдаётся по выбору ученика, в зависимости от профиля того вуза, в который он задумал поступать. Фактически это означает, что выпускник школы, выбрав вуз определенного профиля, может вообще больше не обращать внимания на те предметы, которые ему не придется сдавать в форме ЕГЭ. Это уже само по себе является грубейшим нарушением принципа фундаментального классического образования, на котором всегда была построена деятельность российской школы. Кроме того, главной фигурой в этой системе становится не учитель, а репетитор по конкретному предмету.
 

В предстоящей экзаменационной кампании, которая начнется в школах уже через 10 дней, будут заметные изменения. Они отражены в положении о госаттестации и правилах приема в вузы. Теперь заявления абитуриент может подать не более чем в пять вузов по трем направлениям подготовки, сообщила руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Любовь Глебова. Заметим, что в прошлые годы число вузов, куда можно было одновременно подавать документы, не ограничвалосьТакже руководитель Рособрнадзора отметила, что на первый план выйдет профподготовка выпускников школ. Второе важное изменение - абитуриентам при подаче заявлений в вузы необязательно предъявлять результаты ЕГЭ в письменном виде. Они, после подтверждения образовательным учреждением, сразу будут вноситься в федеральную базу данных. Это должно исключить подделку аттестатов.
 

Ни для кого сегодня не секрет, что ситуация с качеством знаний наших выпускников год от года всё больше и больше ухудшается. Статистика свидетельствует: в 2007 году количество "двоек" на ЕГЭ по русскому языку было 8,8%, то в 2008 году - уже 11,2%, а в 2009 году эта цифра была на уровне 13%. Примерно такое же соотношение и по математике. И винить в этом самих учеников или их учителей не приходится. К примеру, в прошлом году на факультет журналистики МГУ абитуриенты зачислялись без вступительных экзаменов, только по результатам ЕГЭ. И при первом же диктанте по русскому языку выяснилось, что ни один из студентов не смог относительно грамотно написать пусть и не очень простой, но все же основанный на знании грамматики русского языка в рамках школьной программы, диктант. Некоторые студенты сделали до 50 ошибок в небольшом по объему тексте. Ребята объяснили преподавателям факультета такую ситуации тем, что в школе их «натаскивали» на сдачу ЕГЭ, а системное изучение грамматики русского языка как таковое отсутствовало.

Между тем, в отличие от основных развитых стран мира (Германия, Франция, Япония и др.), значительно расширяющих систему бюджетного высшего профессионального образования, Россия давно уже идет в обратном направлении. И к 2020 году мы рискуем вообще утратить бесплатное высшее профессиональное образование. В таком случае говорить о каком-либо переходе к обществу, основанному на экономике знаний (как это продекларировано в известной программе "2020"), просто смешно, - считает профессор Комков. 


По словам известного журналиста-международника Мэлора Стуруа, долгие годы работавшего собственным корреспондентом  «Известий» в США, когда его внук (которому сейчас примерно 40 лет – прим.ред.), окончив первый класс в СССР, приехал в Соединенные Штаты, его хотели направить учиться в третий класс, а вот правнук, окончивший 3 класса в России, уже годился только в «штатовский» подготовительный класс. Такой «прогресс», надо полагать, весьма красноречивая характеристика уровня нынешнего образования в России.
 

Светлана Володина

 

смотрите также

показать больше статей