Метро будет безопасным лишь к 2014 году
Президент Медведев подписал Указ о создании комплексной системы безопасности на транспорте. Теперь вся ответственность за теракты и прочие ЧП возложена не на ФСБ и МВД, а на самих транспортных операторов.
Президент Медведев подписал Указ о создании комплексной системы безопасности на транспорте. Теперь вся ответственность за теракты и прочие ЧП возложена не на ФСБ и МВД, а на самих транспортных операторов.
«Транспорт не ловит диверсанта или террориста за руку, а должен создать помеху и дискомфорт тому, кто задумал осуществить теракт, - сказал Дмитрий Гаев. Так, было предотвращено несколько терактов в метрополитене, когда проявили бдительность сотрудники милиции. Необходимо создание системы тотального контроля, чтобы в случае нештатной ситуации немедленно отреагировать. Взаимодействие с пассажирами также играет немаловажную роль, передача информации из пассажирской зоны, когда они могут тут же обратиться с информацией о нестандартной ситуации, минимизировать потери, защитить граждан, чтобы не увеличивать масштабы трагедии. Необходимы, в первую очередь, также грамотные действия самих сотрудников метрополитена», - уточнил Гаев.
По словам начальника московского метрополитена, пока технически невозможно совместить турникет с металлодетектором. За минуту через турникет проходит 3 человека. Так что современные технологии не позволяют это сделать в плотной толпе. Необходимы новые инженерные технологии, поэтому здесь – огромное поле для инноваций.
«Необходимо, в первую очередь, ужесточение контроля за оборотом взрывчатых средств на территории РФ, отметил Дмитрий Гаев. - Главная задача, чтобы террорист не дошел до метро. И если только метрополитен будет решать эту задачу в данном конкретном месте, то это бессмысленно». Некоторые граждане считают, что в метро необходимо отключить мобильную связь. Дмитрий Гаев утверждает, что ни один теракт не совершался при помощи мобильного телефона. По его словам, дистанцинное управление взрывом возможно, а через мобильник - нереально.
Свою эффективность в работе не раз проявила патрульно-постовая служба, особенно совместно с кинологами. Присутствие такой службы создает дискомфорт террористам. Необходимо увеличивать количество таких постов. В настоящее время метрополитен профинансировал строительство нового кинологического центра, чтобы увеличить количество кинологов для работы в метро. К примеру, в Европе эта служба используется повсеместно. «Сегодня в этой работе мы хотим перейти на другой уровень. Это важный элемент безопасности и дискомфорта для смертников», сказал Дмитрий Гаев.
Детекторы на взрывчатые вещества, кроме собак, в России есть, они применяются на авиационном транспорте. Есть новая питерская разработка, но она требует 8 секунд для нахождения человека в зоне её действия. В метро это осуществить невозможно, считает Гаев, - потому что нужно останавливать человека на целых 8 секунд.
«Вся тяжесть обеспечения безопасности ложится, в первую очередь, на пассажиров и на сотрудников метрополитена. Пока никаких революционных технических открытий пока нет. Тем не менее, экспертами G8 наша система признана лучшей в мире. Мировое сообщество то, что сделано в Москве, оценивает как лучшее в мире. Мы взяли опыт всех стран и сконцентрировали в одном месте. И если раньше мы учились, к примеру, у Лондона, то теперь Лондон учится у нас», - резюмировал начальник московского метрополитена.
Национальный антитерростический комитет, в свою очередь, предлагает разработать план действий всех служб в зависимости от уровня террористической угрозы. Если предложения комитета будут приняты, то потребуется изменить законодательство, поскольку главам регионов будет даваться право вводить различные виды специального режима. Для оповещения будет использоваться система ОКСИОН. Министерство чрезвычайных ситуаций, которое отвечает за действие этой системы, планирует расширить ее применение вдвое.
Общеизвестно, что метрополитен оснащен камерами видеонаблюдения. Но почему по-прежнему, несмотря на бесчисленные распоряжения руководства подземки, на стенах вагонов висят объявления сомнительного свойства, как удается пройти в метро без билета, почему в электричках и даже в метро постоянно торгуют «коробейники» и не уменьшается количество бомжей и попрошаек - на эти вопросы руководители транспортных департаментов пока ответа не дают. А ведь присутствие маргинальных личностей на таком стратегически важном объекте, как метро, или на другом транспорте вовсе небезопасно для окружающих.
Елена Шуляк