К школьникам идут миссионеры

В школах России начинается эксперимент по изучению основ религии. Решение было принято президентом девять месяцев назад. Критики программы считают, что изучение религиозных основ в многоконфесиональном государстве - угроза национальной безопасности.

30 Марта 2010 14:46:21
автор: Елена Шуляк
Эксперимент по проведению комплексного учебного курса «Основы религиозных культуры и светской этики» начинается в субъектах Российской Федерации с 1 апреля. Президентское решение о необходимости курса было принято девять месяцев назад. Минобрнауки приняло его к исполнению.  Курс обязателен, его будут изучать ученики 4-х классов в 4-й четверти и ученики 5-го класса в первой четверти учебного года. урок религииУчебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Родители должны выбрать один из модулей, который предстоит изучить ребенку.

С 26 марта началась поставка учебных пособий в школы. Кстати, эти пособия продаваться в магазинах не будут, а будут распространяться только по спецзаказам школ. В Свердловской и Курганской областях курс изучат почти 35 тысяч школьников. Для того чтобы иметь право преподавать этот курс прошли курсы повышения квалификации более 2000 педагогов. В апробации курса задействовано 1048 школ. 

По словам автора пособия по основам православия протодиакона Андрея Кураева, в настоящее время учебники по основам религиозных культур и светской этике поступили еще не во все регионы, хотя преподавание этого курса начнется в четверг. «Я убежден, что учитель начнет уроки, не видев в глаза учебника. Это идиотская ситуация, она не была неизбежной. Это саботаж министерства образования», - заявил автор пособия в Ставрополе на встрече с журналистами, пишет «Интерфакс-религия». По мнению отца Андрея, «в эпоху Интернета можно было два месяца назад разослать электронные версии учебника. То, что этого не было сделано, по его мнению, показывает, что «фронт торможения существует». 
 
Заметим, что курс «Основы религиозных культуры и светской этики» никак не будет обозначен в школьном аттестате, а ученики не будут получать оценки. нет религииНа изучение курса отведено 34 часа, в расписании предмет будет стоять два раза в неделю. Увеличения нагрузки на ребенка не произойдет, в школах проведут корректировку учебных планов.
Сопредседатель совета Института свободы совести Сергей Бурьянов считает эксперимент незаконным и антиконституционным. «Прежде всего, мы отталкиваемся от Конституции РФ и международно-правовых документов, затем следуют федеральные конституционные и обыкновенные законы, а потом — подзаконные правовые акты. По юридической силе именно в таком порядке — такая иерархия принята в российском праве», пишет Infox.ru.

Эксперимент противоречит нормам Конституции и федеральных законов. Статья 14 Конститутции гласит, что РФ является светским государством, ни одна религия не является государственной, и все религиозные течения равны перед законом. Это означает, что государственная система образования должна быть светской, то есть мировоззренчески нейтральной. Эта норма продиктована здравым смыслом и закреплена в статье 2 закона «Об образовании».
Российская Федерация является многонациональной поликонфессиональной страной – по официальным данным Минюста, в России более 60 различных религиозных течений. Поэтому самый простой и юридически корректный вариант – государственная система образования должна быть нейтральной. Что же касается добровольности, то всё касающееся  детей, должно делаться исключительно с письменного согласия родителей: будь то посещение факультатива, медицинская прививка или выезд в музей. В случае с «Основами…» заявление о выборе модуля должны написать мама и папа школьника, которые  в принципе дают согласие на участие персонально их ребенка в эксперименте. Можно, конечно, отказаться участия в эксперименте. Но на практике это сложно. Родителям не хочется ссориться со школой, а от администрации школы требуют совершенно определенных результатов, она вынуждена применять меры психологического давления.
 
Действия чиновников говорят, что многоконфессиональная Россия опять наступает на старые конфессиональные грабли. Среди самых очевидных последствий – расслоение общества по мировоззренческим основаниям, стимулирование сепаратизма, угрожающего национальной безопасности государства. Навязывание конфессионально ориентированного образования школе не станет благом ни для церкви, ни для общества, ни для государства. 

Опросы родителей показывают: 92% считают, что их ребенок должен ориентироваться в религиях. 70% родителей выбрали для изучения модуль «Основы мировых религиозных культур», 23% — православие, а 1% — ислам. Дифференцированно по некоторым регионам цифры распределись следующим образом. В Красноярском крае 60 % выбрали основы светской этики, история мировых религий - 21%, основы православия - 19%; Пензенская область 62% выбрали светскую этику, в Вологодской области этот курс выбрали  57%; в Курганской области – 60% в Тамбовской – 55% выбрали основы православия и 37% - основы светской этики. В Еврейской автономной области 61%  выбрали основы православия, историю мировых религий будут изучать 24%. На Камчатке 47% - основы светской этики, а основы православия - 39%.
 
Елена Шуляк

 

 
 
 
 

 

смотрите также

показать больше статей