Архитектор вокала

"Нужно стараться будто нанизывать ноты на нить, как бусины, чтобы одна продолжала другую, чтобы получалась единая линия. То, что мы называем кантиленой…" В Москве на 86-м году жизни скончалась знаменитая оперная певица Ирина Архипова

11 Февраля 2010 12:21:15
Известная советская и российская оперная певица, народная артистка СССР Ирина Архипова скончалась на 86-м году жизни в Москве. Об этом сообщила 11 февраля исполнительный директор Фонда Архиповой Надежда Хачатурова.
 
Архипова была одной из немногих русских оперных звезд мирового масштаба. Ее роли — Кармен, Графиня в «Пиковой даме», Марфа в «Хованщине» и Любаша в «Царской невесте» — стали эталоном, предметом для подражания для многих поколений. Параллельно со своей сценической деятельностью она вела Конкурс им. Глинки, давший путевку в жизнь почти всем нынешним российским оперным звездам.
 
Ирина Константиновна Архипова выбирала профессию в военные и послевоенные годы. Отец у нее был инженер-строитель, и она мечтала стать архитектором, ведь после войны все лежало в руинах, и архитектура была одной самых востребованных специальностей.  После эвакуации семья жила в Ташкенте. А московский архитектурный институт, тоже эвакуированный в годы войны из Москвы, находился на той же улице, где жила Ирина Константиновна. Так судьба привела её в стены этого замечательного ВУЗа. Её дипломным проектом был мемориальный музей в честь павших на войне. Она делала его для парка в центре Ставрополя. Раздобыла геодезический план, фотографии, краеведческую литературу. Оказалось, что на этом месте когда-то стоял крест, давший название городу (крест по-гречески - ставрос), потом церковь. Ирина спроектировала пантеон – ротонду с колоннами дорического ордера, слегка осовремененными. Внутри предполагался музей со скульптурами и именами героев на стенах. Это было в 1948 году. А спустя сорок лет подобный музей построили на Поклонной горе в Москве. Дипломный проект Архиповой сохранился до сих пор. Его в свое время возили на выставку в Германию, а планировочную часть – в Японию. И в Большом театре, где Архипова служила с  1956 по 1988 годы, появлялся – на выставках к юбилею и в Музее Глинки.
 
Ирина Константиновна была знакома со знаменитыми скульпторами и архитекторами Голубкиной, Мухиной, Жолтовским. Невестка Веры Мухиной была сокурсницей по консерватории. Через неё Архипова и познакомилась со своим кумиром.
 А вокалом Ирину Архипову побудило заняться знакомство с архитектором Иваном Жолтовским, который был страстным поклонником вокала, особенно итальянского бельканто. Женой Жолтовского была пианистка Ольга Аренская.  И Жолтовский предложил ей организовать в архитектурном институте вокальный кружок, куда Ирина и поступила в числе других студентов.
 
Мягкий тембр голоса Ирины Архиповой родные и друзья заметили еще задолго до начала её певческой карьеры. Закончив институт в 1948 году, она стала учиться в Московской консерватории. Но по окончании два прослушивания в Большом театре оказались неудачными, и певица уехала в Екатеринбург, где в Театре оперы и балета сразу стала петь ведущий репертуар. Через два года ее все же пригласили в Большой театр, с 1956 года она является его солисткой. Архипова, обладающая меццо-сопрано, дебютировала на его сцене в партии Кармен, которая стала для певицы знаковой.
Потому что она стала началом её международной карьеры, это был знаменитый спектакль Кармен, где она пела заглавную партию вместе с Марио Дель Монако, приехавшим в Москву на гастроли.
 
Во всем мире пение Архиповой называют образцом рсского бельканто. По уровню отточенности вокального мастерства с ней на протяжении второй половины ХХ века могли сравниться единицы; в России же Архиповой в этом отношении до сих пор никто не составил конкуренции.
 
На вопрос своих учеников, у которых подчас не сразу получалось идеальное пение, Ирина Константиновна отвечала: «Нужно стараться будто нанизывать ноты на нить, как бусины, чтобы одна продолжала другую, чтобы получалась единая линия. То, что мы называем кантиленой».  А в одном из интервью о своей преподавательской деятельности Архипова заметила: «Я считаю, что самое главное сейчас – воспитать оперную молодежь и сохранить ее, чтобы люди могли петь здесь, а не уезжать за рубеж, потому что тут негде заработать. И у нас, сотрудников Международного союза музыкальных деятелей, которым я руковожу, и Фонда моего имени, это получается вот уж который десяток лет».  
 
В 1954-1956 годах Ирина Архипова - солистка Свердловского театра оперы и балета, с 1956-го – солистка Большого театра. В 1962-1966 годах – депутат Верховного совета СССР. С 1968-го – председатель жюри Международного конкурса вокалистов им. Глинки, с 1978-го – председатель жюри вокалистов Международного конкурса им. П.И. Чайковского. С 1986-го – председатель Всесоюзного музыкального общества, с 1991-го – президент Международного союза музыкальных деятелей.
 
Ирина Архипова имела звания: народная артистка СССР (1966), профессор Московской государственной консерватории им. Чайковского (1984), Герой Социалистического Труда (1984), первый вице-президент Международной академии творчества, действительный член (академик) МАН (российская секция), Человек столетия (Биографический центр Кембриджа).
 
Награды: орден Трудового Красного Знамени (1971), орден Ленина (1972, 1976, 1985), Ленинская премия (1978), малая планета № 4424 названа Архипова (1995, Институт теоретической астрономии РАН), орден Святой равноапостольной княгини Ольги (1999), орден За заслуги перед Отечеством II степени (2000). Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнование родным и близким Народной артистки.
 
Светлана Володина
 

смотрите также

показать больше статей