Пиво опять станет роскошью?

Президент Дмитрий Медведев объявил о начале антиалкогольной кампании. В нее тут же включились чиновники и депутаты со своими инициативами. Как это ни странно, они стали бороться за трезвость на территории цивилизованного рынка...

20 Октября 2009 17:12:13
Проект закона, позволяющий продавцу пива и алкогольной продукции требовать у покупателя паспорт или удостоверение личности, внесен сегодня в Государственную думу. Авторами соответствующих поправок в законодательство о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции стали молодые депутаты Павел Тараканов, Михаил Мищенко и Павел Зырянов.
 
Аргументируя нововведения, они апеллируют к международной практике. Например, в США, говорится в пояснительной записке, при продаже алкогольной продукции много лет эффективно действует законодательно установленное требование проверки документов.
 
Разработчики поправок к закону предлагают пополнить законодательство положением, согласно которому в целях определения возраста покупателя продавец алкогольной продукции вправе потребовать удостоверение личности - паспорт, военный билет, водительское удостоверение или любой документ, в которой содержится фотография и информация о дате рождения.
 
В России действует ограничение продажи пива и алкоголя лицам, не достигшим 18-летнего возраста.
 
По данным Роспотребнадзора, в России из 10 миллионов детей в возрасте от 11 до 18 лет более половины регулярно употребляют спиртные напитки и пиво. Средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками, в основном, пивом, за последние десять лет снизился с 14 до 11 лет.
 
Конец 2009 года можно смело назвать началом массовой борьбы с алкоголизмом. Кампанию возглавляет лично президент Дмитрий Медведев. Атак не избежал ни один вид спиртного. Не выйдет без потерь из этой войны и покупатель - за нетрезвый образ жизни ему придется платить существенно больше. 

В августе в Сочи президент Дмитрий Медведев объявил о начале антиалкогольной кампании. В нее тут же включились чиновники и депутаты со своими инициативами. Как это ни странно, они стали бороться за трезвость на территории цивилизованного рынка. Но легально произведенный алкоголь - будь то слабоалкогольные коктейли, пиво или водка - и без того все меньше и меньше пользуется спросом у покупателей.

В начале октября компания "ОСТ-Аква", входящая в группу "ОСТ", объявила о своем банкротстве, так как задолжала бюджету 624,2 млн рублей. Рассчитаться компания собирается, продав одно из своих подразделений - производство безалкогольных напитков. А вот второе направление бизнеса - выпуск слабоалкогольных коктейлей - скорее всего, будет закрыто. Как объясняет гендиректор группы "ОСТ" Алексей Мустяца, из-за акцизной политики это производство стало малопривлекательным.

Но акцизы - не самое страшное, что будет мешать работе производителей слабоалкогольных напитков. Гораздо больше неприятностей принесет новый технический регламент на алкогольную продукцию, который отрасль должна увидеть уже 1 декабря. По нему крепость RTD не должна превышать 7%, и разливаться они должны в банки емкостью 0,33 литра. Сейчас крепость большинства коктейлей составляет 9% спирта от объема готовой продукции. В первой половине этого года, как подсчитали в компании "Бизнес Аналитика", 64% всех RTD разливались в банки по 0,5 литра, а в тару по 0,33 литра - только 22%.

Представители отрасли поспешили сообщить, что им и так несладко жилось в последнее время. Из-за резкого повышения акциза на их продукцию в 2007 году (тогда он подскочил в два раза - с 83 рублей до 162 рублей) объемы продаж у компаний и так упали. Если в 2004 году россияне выпили 470 млн литров слабоалкогольных коктейлей, то в прошлом году всего около 413 млн литров.

Положения нового техрегламента приведут к дальнейшему сокращению объемов продаж из-за роста цен на напитки. Соответственно, за изменения в технологиях будет платить покупатель. Он же заплатит за повальный переход отрасли на новую упаковку. По оценкам Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), коктейль, разлитый в банки по 0,33 литра, будет продаваться на 10% дороже, чем в такой же таре он стоит сейчас.

Нововведения в производстве слабоалкогольных напитков этими мерами пока и ограничиваются. Гораздо больше в последнее время прозвучало предложений по ужесточению и контролю в пивоваренной отрасли. Самым страшным жупелом стало возможное троекратное повышение акцизов с нынешних 3 до 9 рублей за литр в следующем году.

Если это предложение будет одобрено депутатами, то пивоваренную отрасль ждет падение производства. Но пивовары так же, как и производители коктейлей, апеллируют к объективному снижению потребления пива. В первом полугодии этого года, по оценкам Carlsberg Group, россияне выпили пива на 9% меньше, чем в начале прошлого года.

По мнению участников рынка, рост акциза не улучшит ситуацию с трезвостью. Но не только акциз может осложнить жизнь пивоваров. Депутаты успели предложить запретить продажи пива в киосках, а затем задумались над тем, что было бы неплохо приравнять пиво к водке. В свою очередь, пивовары напомнили, что в производстве пива не используется этиловый спирт, а значит, ставить пиво и крепкое спиртное в один ряд, мягко говоря, некорректно. Кроме того, они уверены, что депутаты не просчитали всех социально-экономических последствий своей инициативы. Для потребителя принятие подобного закона грозит повышением цен на пиво. Причем почтив 30 раз...

Похоже, пивоваров пока не слышат в Госдуме и правительстве и предлагают другие меры по борьбе с пьянством, которые вряд ли помогут победить нелегалов. Председатель верхней палаты парламента Сергей Миронов считает, что алкогольную продукцию надо исключить из ассортимента продовольственных магазинов.

Однажды на территории современной России водку уже продавали в строго отведенные часы. Но, как напоминают представители алкогольной отрасли, это никак не повлияло на сокращение потребления алкоголя. Те, кто не успевал в назначенные часы в магазин, довольствовался спиртным непромышленного производства. Вряд ли в этот раз будет по-другому. 

Необходимо ввести строгий контроль за распространением алкоголя, как это сделали, например, в североевропейских странах, где в силу разных причин алкоголь весьма востребован у населения. В Норвегии один магазин, торгующий напитками крепче 4,75%, приходится на 30 тысяч человек, в Швеции - на 23 тысячи. А в Подмосковье подобная "плотность" поражает воображение: одна "алкогольная" торговая точка - на каждые 400 человек.

Нам необходимо ввести систему специализированных винно-водочных магазинов, как в Европе. В этих магазинах, в отличие от нынешних палаток, под страхом сурового наказания будут действовать жесткий фейс-контроль и паспортный контроль за покупателями. "Питейные" магазины должны быть лишены ярких рекламных витрин и манящих слоганов: в стране, которая и без того живет по принципу "С утра выпил - весь день свободный!", они явное излишество.

Показательным является пример Чеченской Республики, где жестко поставили под контроль продажу алкоголя. Распоряжением президента Рамзана Кадырова ограничена продажа спиртного: оно теперь продается только с 10 до 12 часов утра, когда дети в школе, а взрослые на работе. И продается исключительно в магазинах. В результате радикально снизилось количество потребляемого спиртного.
 

смотрите также

показать больше статей