В Москве переименуют вокзалы и улицы

Фраза из книги "Двенадцать стульев" о переименовании Москвы в Нью-Васюки оказалась почти пророческой. Над городом нависла угроза различных переименований. Первым из них стало переименование Ленинградского вокзала...

09 Июля 2009 18:11:34
Фраза из книги Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев”, знаменитого комбинатора Остапа Бендера, в свое время была почти пророческой. Над городом часто нависала угроза различных переименований - от названия самого населенного пункта до переименования улиц. Накануне группа столичных жителей обратились к мэру Юрию Лужкову с просьбой вернуть московским улицам дореволюционные названия.
 
Хоть от Москвы как от древней столицы сегодня осталось мало напоминаний - здания были разрушены, а улицы и площади претерпели десятки переименований - все же выборочно память о старом городе все-таки сохранилась. А самыми лучшими хранителями древних знаний оказались представители церкви.
 
И вот сегодня Ленинградский вокзал Москвы переименован в  Николаевский вокзал, об этом сообщил советник президента ОАО "РЖД"  Александр Пирков. В марте 2007 года с просьбой переименовать вокзал в Николаевский к руководству РЖД обратились активисты общественного проекта "Возвращение".
 
Вокзал построен в 1851 году на Каланчевской (ныне  Комсомольской) площади, архитектор К. Тон. Здание является точной копией  Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Между Москвой и Петербургом курсируют экспрессы "Красная стрела",  "Аврора", "Русская тройка".
 
Ежедневно Ленинградский вокзал принимает и отправляет от 43-х поездов  дальнего следования и 110 пригородных электропоездов. Пригородные маршруты  связывают Москву с городами Химки, Сходня, Зеленоград, Солнечногорск, Клин,  Конаково, Тверь.
 
Напомним, что ранее члены церковно-общественного проекта "Возвращение" обратились к мэру Москвы Юрию Лужкову с просьбой вернуть прежние названия ряду столичных улиц, переименованных в советское время. "Возвращение исторических имен улицам Москвы окажет самое благоприятное воздействие на жизнь нашего славного города. Только вернувшаяся к своим корням Россия становится неодолимым препятствием на пути всеобщей глобализации и "оранжевых" революций", - говорится в обращении участников проекта.
В качестве первого шага авторы документа предлагают вернуть имена тем улицам, на которых находятся действующие православные храмы.
 
Так, Абельмановской улице предложено вернуть название Покровский вал, Большую Коммунистическую вновь назвать Большой Алексеевской, Коммунистический переулок - Алексеевским, Краснобогатырскую улицу - Большой Богородской, Ленинскую слободу - Симоновской, Октябрьскую улицу -Александровской, Рабфаковский переулок - Николопокровским, улицу Фридриха Энгельса - Ирининской, шоссе Энтузиастов - Владимирским, улицу 1905 года - Новоиерусалимской.
 
Участники проекта уверены, что этот шаг будет положительно воспринят большинством москвичей, так как речь идет не о переименовании, а о возвращении исторических названий. "Мы просто возвращаем украденное", - пояснил координатор проекта Юрий Бондаренко.
 
Но, похоже, что это политические силы нашли очередной способ манипуляции общественным сознанием горожан. Подопытный объект этого неблаговидного дела - городские улицы. Общественно-политические деятели и иже с ними время от времени напоминают о своем полезном существовании громкими лозунгами: “Даешь улицам другие названия!”. Вот, например, коммунисты считают, что историю не перепишешь, - так почему нужно переименовывать улицы?
 
Историческая справедливость
Что думают обо всем этом историки? Справедливости ради, московские историки не исключают, что улицам нужно вернуть исторические названия. Но для кого-то и Ленин - это тоже история, не менее важная, чем православная. Московские историки, входящие в городскую комиссию по топонимике (именно она выносит заключения о переименовании улиц и отдает их на рассмотрение в мэрию), не прекращают спорить о том, что имеет право в столице на звание исторического, а что -нет. Мнения историков сходятся лишь в одном: улицы с именами террористов омрачают город. А террористами могут быть признаны многие советские революционеры-цареубийцы.
 
Так, с предложением убрать имя цареубийцы Войкова с карты Москвы выступили участники проекта “Возвращение”, которые заявили о намерении добиться этого к 90-летию убиения Св. Царственных Страстотерпцев. Принято решение провести ряд публичных акций, целью которых должно стать переименование к июлю 2008 года, станции метро “Войковская”.
 
Как считает заместитель директора Института истории РАН профессор Владимир Лавров, недавно произошли серьезные изменения в составе законодательной власти, в результате чего можно ожидать движения и в вопросе о возвращении исторических наименований. Он также подчеркнул, что для возвращения исторических названий не нужны никакие референдумы, голосования, нужна лишь политическая воля.
 
Цена вопроса
Проблема еще и в том, что никто точно не подсчитывал, сколько стоит переименовать улицу. Сегодня по поручению мэра такие подсчеты ведутся. Замена табличек, труд рабочих, изменение печатей, бланков, уставных документов, банковских реквизитов организаций, расположенных на улицах, по которым больше всего хлопочут видные политики, дорогого стоит.
 
Жильцы тоже пострадают: внесение изменений в документацию на жилье стоит денег. Выдача новой справки в БТИ в связи с заменой названия улицы, а еще предстоит побегать по поводу замены печати в паспорте. Плюс ростехинвентаризация и департамент недвижимости, которым нужно будет подтверждать адрес. Какой нормальный человек возьмет на себя эти бюрократические хлопоты из-за благородных целей общественно-политических деятелей?
 
Если уж политики так думают о городе, то им вполне логичнее не требовать переименовать улицы, а отремонтировать их. Здесь-то и есть хитрость. Если город дает согласие на переименование, то автоматически подписывается - это придется доводить до ума за счет городского бюджета. Правда мэр вряд ли пойдет на то, чтобы взять и выбросить деньги на сомнительные цели. Это не первой необходимости дело, на первом месте дороги, улицы, льготы. Да и сами москвичи, по большому счету, против. Столица не очень хорошо воспринимает популизм, и все здесь не может решиться в одночасье.
Кто решает за всех?
 
Некоторые горожане до сих пор не согласны с названиями переименованных улиц. Особенные споры вызывает улица им. Ахмата Кадырова – убитого президента Чеченской республики. Дать новой улице имя Кадырова пришлось в нарушение Закона города Москвы № 40-70 от 08 октября 1997 года “О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы”. Согласно этому закону, присвоить новой улице чье-то имя можно лишь по прошествии десяти лет со дня смерти данного лица. Вот и возникло новое движение активистов, которое требует переименовать улицу “Ахмата Кадырова” в улицу “Псковских десантников”.
 
Очевидное разрешение вопроса - самый безболезненный способ переименования улиц, новые названия которых удовлетворят всех. В Москве этот способ широко используется. Просто рядом с новым названием улицы крепят расшифровочную табличку, как называлась улица раньше и когда. Тверская до сих пор имеет второе название улицы Горького.
Но и требования изменить названия улиц тоже нельзя оставлять без внимания. Каждый горожанин, независимо от своей политической ориентации, имеет право высказать свое мнение по поводу переименования. Обо всем вышесказанном и шла речь на последнем заседании комиссии по топонимике. Члены комиссии оказались в сложной ситуации и, устав от давления противостоящих друг другу политических сил, на время приостановили свою деятельность по переименованию улиц.
 
То красные, то белые
В истории Москвы уже была не одна эпоха истеричного и массового переименования улиц и поселков. В городской комиссии по топонимике сохранился старинный документ - протокол торжественного заседания президиума горсовета 1918 года. Тогда в одну ночь переименовали многие улицы и площади, лишив их царских и “буржуазных” названий и дав им “пролетарские имена”. Потом и они менялись, в зависимости от того, какая фракция оказывалась у власти – троцкисты или же, например, бухаринцы. Молодой Есенин со своими друзьями-имажинистами в одну ночь похулиганили, переименовав Тверскую в “Есенинскую”, а Дмитровку в “Мариенгофа”.
Иногда требования о переименованиях доходят до смешного. Например, улицу 8 Марта хотят переименовать, потому что считают, что это пропаганда революционного праздника наемных работниц. Поэтому вся надежда тут только на городские власти и вменяемых законодателей, которые не погонятся за пиаром и вспомнят об“обиженных” жителях улиц, которым с переименованием на голову свалятся такие проблемы!
 
Федор Лобер
 

 

Загрузка...



смотрите также

показать больше статей