Страх и ненависть на "Черкизоне"

Исчезнет ли Черкизовский рынок из Москвы? Этот город в городе, внутри которого есть и синагога, и изысканные восточные рестораны, спрятанные в подземных катакомбах под торговой свалкой, для многих уже стал образом жизни. Но сейчас над ним нависла реальная угроза быть укатанным в асфальт...

07 Июля 2009 22:29:59
Измайловский суд Москвы приостановил во вторник на 90 суток деятельность еще двух организаций, расположенных на территории Черкизовского рынка - ООО "Фирма ИЛИЕВ" и физкультурно-оздоровительного предприятия "Измайлово".

Исчезнет ли рынок в этом году или в следующем, или вообще когда-нибудь — этот город в городе, напоминающий разом арабскую медину и средневековую крепость, нуждающийся в существовании Москвы гораздо меньше, чем Москва в нем? Точного ответа на этот вопрос не знает, наверное, никто, кроме двух людей, имеющих непосредственное отношение к Черкизовскому рынку. 

Основной долей Черкизовского владеет группа компаний "АСТ" и фирма "Илиев". "АСТ" возглавляет 53-летний горский еврей, уроженец Баку Тельман Морданович Исмаилов (76-е место в списке Forbes 2006 года), фирма "Илиев" — детище другого горского еврея Зараха Бинсионовича Илиева (68-е место в том же списке). Входящая в группу "АСТ" компания "КБФ-АСТ" арендует большую часть из 72 гектаров "торговой земли" рынка. Группе также принадлежит, в числе прочего, ресторан "Прага", здание Военторга (как в прежнем, так и в нынешнем - разрушенном в целях реконструкции - виде) и участок земли на пересечении Воздвиженки и Никитского бульвара. Интересы группы весьма обширны — "АСТ" занимается гостиничным, строительным, издательским, ресторанным, охранным и ювелирным бизнесом, ежегодный ее оборот — около $2 млрд, а принадлежит она в равных долях самому Исмаилову, двум его сыновьям и племяннику. Фирма "Илиев" управляет 15 гектарами территории; среди активов ее основателя Зараха Илиева — торговый центр "Европейский", гостиница "Украина" и мебельный центр "Гранд" в Химках.  

Рынок может похвастаться и тем, чего в Москве нет вовсе: аутентичным и дешевым уличным фастфудом — вьетнамским, китайским, арабским и т.д. Люди сугубо непубличные - ни Исмаилов, ни Илиев практически никогда не общаются с прессой: Зарах Илиев категорически отказывает в интервью, а Тельман Исмаилов сделал исключение лишь однажды — для газеты "Ведомости". Получить комментарий от администрации рынка по поводу возможной реконструкции невозможно, дальше секретарши "КБФ-АСТ" дело не идет: "При чем тут мы?! Звоните в мэрию!" Но в то, что Черкизовский рынок когда-нибудь закроют, не верит никто из местных контейнерных торговцев: "Кому же хочется столько денег потерять?!" 

Не так давно репортер Андрей Лошак пытался снять документальный фильм о местных диаспоральных нравах и быте. Разработка журналистского проекта продлилась четыре месяца и не привела к хоть сколько-нибудь ощутимым результатам. Никто из арендаторов не согласился пустить к себе съемочную группу; никто из владельцев не пошел на контакт; дважды продюсеров очень вежливо выпроваживала за территорию рынка местная охрана. Ситуация нисколько не изменилась — владельцы пришлых не любят. И только сегодня, когда над "Черкизоном" замаячила реальная угроза закрытия, снять доккино смог корреспондент канала "Россия" Аркадий Мамонтов.

Формально ситуация владения рыночным пространством такова: четыре общества с ограниченной ответственностью, ООО "Фирма Илиев", ООО "КБФ-АСТ", ООО "Вернисаж в Измайлово" и ООО "Трэйдикс "Ярмарка Сиреневая" арендуют под рынки землю у РГУФКСиТа, то есть у Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Тем не менее, разрешить проход прессе на территорию рынка администрация РГУФКСиТа не может и отсылает испрашивать позволения непосредственно у самих арендаторов. По тому же адресу направляют и в московском Департаменте потребительского рынка и услуг; и несмотря на то, что руководитель самого Департамента пообещал москвичам вскорости закрыть Черкизовский рынок, до сих пор не слишком понятно, когда именно совершится эта процедура. Если верить полученному официальной версии, рынки подлежат закрытию с 1 января 2010 года — на их месте задуман жилой комплекс, школы, детские сады, библиотеки и прочее. Но абсолютно идентичные постановления принимались неоднократно: решением московского правительства часть рынка должна была исчезнуть аж в 2003 году — здесь собирались строить коммерческое жилье. Специально созданная комиссия при префектуре ВАО приняла решение о сносе ряда незаконно построенных зданий. Но снос был отложен на неопределенное время. За шесть лет Черкизовский рынок четыре раза горел, в 2001-м рядом с "Новой Евразией" загорелся автобус с челноками из Краснодара (14 человек сгорели заживо, поскольку все проходы в автобусе и подходы к окнам были завалены клетчатыми баулами), в 2006 году здесь был теракт, после которого задержали более сотни торговцев-нелегалов, но закрытие "Черкизона" по-прежнему откладывается. 

На рынке работают люди как минимум двенадцати национальностей: вьетнамцы, корейцы, индусы, афганцы, азербайджанцы, уйгуры, украинцы, горские евреи, турки, таджики, узбеки и русские. Понять друг друга им нелегко, и они не очень пытаются; диаспоры живут на рынке обособленно. Но поскольку это единственное место в городе, где можно получить за копейки миску вьетнамского сказочного супа фо-бо и помассировать голову как снаружи, так и изнутри, по выходным на "Черкизон" стекается московская богема. Новички идут с опаской, обычно — со знающим человеком. 
 
На рынке нет храмов и нет мечетей, зато на рынке есть синагога — официальный молельный зал, открытый в трибунах местного стадиона (он же ФОП, то есть Физкультурно-оздоровительное предприятие) 6 июня 1997 года. Молельный зал создали, как говорит Председатель Комитета НС РД по бюджету, финансам и налогам С.Пинхасов еще и потому, что "Черкизовский рынок — это компактное поселение горских евреев". 
 
Окна синагоги глядят на отреставрированный бункер Сталина, о существовании которого не подозревает практически никто из контейнерных обитателей Черкизовского рынка. Его площадь составляет 100 тысяч квадратных метров, а вход — это скромная и незаметная синяя дверь на территории ФОП "Измайлово". Над бункером — вход на вещевой рынок и несколько киосков с лепешками и самсой. Внутри — зал заседаний с круглым столом, столовая, кабинет Сталина и его же спальня, куда, впрочем, никого не пускают. Не пускают просто так и в сам бункер — только с экскурсиями: два раза в месяц послушные туристы спускаются внутрь, слушают историю СССР.
 
План Черкизовского рынка
1. Консульство Таджикистана
2. Контейнер №9, Сиреневая ярмарка
3. Кафе "Люля-кебаб"
4. Крытая галерея "Сиреневой ярмарки"
5. Ресторан "Солнце", китайское фондю
6. Кафе "Душанбе"
7. Ресторан "Менора"
8. Вьетнамский продуктовый рынок
9. Вьетнамское кафе
10. Массаж: крытая галерея "Сиреневой ярмарки"
11. Китайский ресторан
12. Китайский продуктовый рынок
13. Китайский ресторан
14. Остановка такси, микроавтобусов
15. Измайловский рынок
16. Кафе "Лязетт"
17. Синагога
18. "Вьетнама", магазины вьетнамских пряностей
19. Магазин китайских продуктов
20. Стадион
21. Магазин китайских товаров
22. Продуктовый рынок
23. Вьетнамское кафе
24. "Фора-банк", банкомат
25. Продажа DVD
26. Узбекская кухня
27. Продуктовый рынок
28. Ресторан "Старый Баку"
29. Уличные кафе (вьетнамское, китайское, среднеазиатское)
30. Столовая "Трапезная" (вьетнамская кухня)
31. Китайское кафе
32. Арабский шалман
33. Китайское кафе
34. Автобусы дальнего следования
35. Измайловский вернисаж
36. Китайский массаж
37. Автобусы дальнего следования
38. Ресторан "Каспий" (китайская кухня)

 

Загрузка...



смотрите также

показать больше статей