Под дланью президента

Глава Конституционного суда теперь будет назначаться Советом Федерации по представлению президента РФ. Эксперты расходятся во мнениях. Что это: демократизация процедуры или попытка президента усилить контроль за "первой" ветвью власти?

27 Мая 2009 17:39:00
автор: Семен Никифоров
Руководство Конституционного суда теперь будет назначаться Советом Федерации по представлению президента РФ. Эксперты расходятся во мнениях. Что это: демократизация процедуры или попытка президента усилить контроль за «первой» ветвью власти?

Совет Федерации одобрил в среду на заседании федеральный конституционный закон, передающий верхнейпалате право назначать главу Конституционного суда (КС) РФ по представлению президента и увеличивающий срок полномочий главы КС с трех до шести лет.
Выступая на заседании, председатель конституционного комитета палаты Алексей Александров сообщил, что вместо существующего сейчас порядка избрания главы суда и его заместителей, по которому их выбирают судьи КС на закрытом заседании, предлагается назначать руководство суда Советом Федерации по представлению президента РФ. В состав КС входят 19 судей, которые назначаются Советом Федерации.
 
Увеличить срок полномочий главы КС с трех до шести лет предложил президент РФ Дмитрий Медведев. На встрече с председателем суда Валерием Зорькиным Медведев сообщил, что внесет дополнение к законопроекту, который предполагает унификацию сроков полномочий глав Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, увеличивая срок полномочий глав КС до шести лет. В законе присутствует норма, согласно которой глава КС, его заместитель и судья-секретарь дорабатывают на своих должностях до истечения сроков полномочий.
 
Полномочия председателя КС РФ Зорькина заканчиваются 20 февраля 2012 года, полномочия заместителя главы КС РФ Ольги Хозряковой истекают 25 апреля 2011 года, судьи-секретаря Юрия Данилова - 22 февраля 2010 года.
 
Спикер СФ Сергей Миронов, выступая на заседании, заявил, что новая процедура назначения председателя Конституционного суда расширяет демократичность и публичность руководства суда. «Процедура становится более публичной и тем самым привносит демократичное начало», - сказал он. При этом спикер указал на то, что процедура отстранения председателя КС остается прежней - для этого необходимы две трети голосов судей КС. Подобная норма, отметил Миронов, позволяет сохранить преемственность, а также будет способствовать тому, что глава суда станет активнее налаживать работу с судьями. 
 
Правда, эксперты считают, что президентская поправка противоречит принципу самостоятельности судебной власти и является косвенной попыткой давления на суд. Ведь председатель КС не является начальником для остальных судей, а лишь выполняет функции «старшего товарища». 
 
Однако глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин (фракция "Единая Россия") не видит в президентской разработке каких-либо дополнительных ограничений независимости суда. Он отмечает, что сенаторы по представлению президента точно так же назначают председателей и заместителей Верховного суда и Высшего арбитражного суда.
 
Однако эксперты также считают, что поправка усилит зависимость КС от президентской власти и вся судебная ветвь власти окажется "под колпаком у власти политической". Они напоминают, что при действующих правилах судьи КС в 2003 году смогли избрать председателем Валерия Зорькина вопреки воле Кремля. Кроме того, многие связывают новую реформу со стремлением президента взять Конституционный суд под свой контроль. 
 
При этом срок полномочий судьи федерального суда будет ограничен лишь достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, что должно послужить дополнительной гарантией принципа независимости судей.
 
Зачем изменение правил нужно президенту? Есть мнение, что при принятии своих решений Конституционный Суд ориентируется не только на текст Конституции, но и учитывает реальную политическую и экономическую обстановку в стране.
 
Существует известное изречение: суд – не политический орган. Бесспорно, это азбучная истина. Но он не политический в том смысле, что наш суд не принимает решений вместо Президента, законодателей, корпорации и предпринимателей. «У суда свои методы: мы решаем, соответствует норма закона Конституции или нет. Наш суд не вправе даже рассматривать вопросы факта, которые лежат в основе решений судов общей юрисдикции», - говорит сам председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин.
 
По его словам Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. А этот как раз тот блок проблем современной России, который новый президент Дмитрий Медведев взялся рьяно реформировать. Но ведь право – это не что-то инородное, оторванное от жизни, скорее – наоборот. Право оказывает самое непосредственное воздействие и на политику, и на экономику. «С этой точки зрения мы действуем в политическом контексте. Суд Конституционный, как и другие суды, должны знать политическую, экономическую, духовную и прочие реальности», - считает Валерий Зорькин. И действительно: судьи так же, как и их современники, живут в определенной точке времени, и должны понимать, в каком времени они существуют. Для чего? Для того чтобы правильно интерпретировать текст Конституции и находить смысл проверяемого закона, его конституционный смысл. Без этого не будет настоящего решения. Судьи не должны подменять другие власти, они должны быть своей собственной властью и действовать в рамках своей компетенции, и при этом они не должны отдаляться от жизни. Иначе они будут правильно решать не проблемы нынешние, а проблемы «времен очаковских».
 
Задача суда - интерпретировать и выработать ключевые правовые позиции. Жизнь идет, а правовые позиция - это не священная корова. Это не значит, что они могут быть перечеркнуты. Конечно, нужно взращивать эти правовые позиции, наращивать их и так далее. Но не исключаются и коррективы, потому что эти позиции должны подходить и своему времени, и месту. Жизнь меняется. Практика всех Конституционных Судов движется вместе с жизнью. 
 
Так в германском суде на начало 1991 года было 80 с лишним томов их решений. Сейчас еще больше прибавилось. «Но что же Вы думаете, они не корректировали свои позиции? Корректировали. Они не были политическим органом, а были юридическим. Но они жили в политической действительности и меняли свои позиции, я Вас уверяю», - говорит  председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин , - «взять, к примеру, проблему запрета партии, в том числе, и компартии Германии. Позиции менялись. Три раза менял Конституционный Суд позицию по этому вопросу, но не метался произвольно – то вправо, то влево, а именно корректировал».
 

 

смотрите также

показать больше статей