Товарищ Навальный – игра Кремля вслепую

Ценой сохранения за Владимиром Путиным его центрального положения в сложившейся политической системе становится ослабление ручного управления уровнем ниже, где «операторов» несколько и конкуренция между ними сильнее борьбы с общим врагом Навальным.

25 Августа 2013 00:28:43
автор: Борис Бакир
Ценой сохранения за Владимиром Путиным его центрального положения в сложившейся политической системе становится ослабление ручного управления уровнем ниже, где «операторов» несколько и конкуренция между ними сильнее борьбы с общим врагом Навальным.
 
Для «коллективного Кремля» Алексей Навальный с его ожидаемыми 20-30% голосов на выборах мэра Москвы является ценным политическим активом. По крайней мере в двух отношениях: для тех, кто пытается сохранить нынешний статус кво, Алексей Навальный способен консолидировать оппозицию, вытеснив с площадки прежних лидеров. Тогда становятся возможны какие-то эффективные переговоры, о которых ранее говорила Администрация Президента. И даже компромиссы с ее стороны. А для тех элит, кто пытается поскорее нарушить это водяное перемирие, очевидно, что даже относительный успех Алексея Навального на выборах мэра столицы, вполне может спровоцировать острый и глубокий политический кризис, который до основания разрушит нынешнюю иерархию. По крайней мере подвинуться придется элитам, а вместе с ними может начаться новый передел собственности. В результате возникает двусмысленная ситуация, когда на Алексея Навального начинают поддерживать и околокремлевские течения и прямо противоположенные им круги. В итоге ситуация может развиваться следующим образом: ограничением полномочий главы государства коллегиальностью нескольких «управляющих» процессом.
 
Становится ясно, что Алексей Навальный и вправду не «разводка сверху», иначе его непременно бы сняли с выборов. Хотя это еще возможно, в самый последний момент перед выборами, но скорее всего, ждать этого не следует. Эта игра ведется не Кремлем, так как на столь тонкое планирование специалисты из-за «зубцов» пока не способны. Скорее наоборот, им приходится играть роль догоняющих и мимикрировать под изменяющиеся условия. Такое переменное дерганье за рычаги и заставляет людей периодически подозревать Навального в ангажированности властью. Проблема еще в том, что сам Навальный тоже является заложником ситуации. Пока его лодку река несет в нужном направлении, но в конечном итоге никто не гарантирует, что в конце пути его не ждет падение в водопад.
 
В любом случае, если описывать сложившуюся ситуацию математически, натуральным числом на выборах мэра Москвы является только Алексей Навальный. Точнее, за суть уравнения нужно взять понимание того, что никаких выборов мэра нет, а есть некий политический процесс, в котором x – это натуральное выражение политического капитала Навального. Все остальное – это политические технологи, причем двух уровней. Первый уровень – это избрание Сергея Собянина и придание его персоне статуса официально избранного губернатора. Второй уровень политтехнологий – это сам выборный процесс, выстроенный по классической схеме: коммунист Мельников – абсорбция протестных голосов от Навального, Левичев – кандидат-таран Собянина (для подачи заявлений и «грязной» работы против конкурентов), традиционный кандидат от ЛДПР – без роду без племени, но стабильно собирающий свои 5-10% и «чисто московский» колорит от «Яблока» Митрохин, по сути тот же абсорбент протестных голосов.
 
Возможная ситуация со вторым туром на выборах мэра в корне меняет весь политтехнологичный расклад. Если в варианте №1 Навальный набирает 10-15%, коммунист – 10%, ЛДПР и Яблоко - по 5%, то Собянин в «сухую» выигрывает с предсказанными ему ВЦИОМом 65%. Если же Навальный набирает 25%, а Собянин не переваливает за планку 50%, кандидатов ожидает второй тур. И вот тут, без оттягивающих фильтров Собянина в лице Мельникова, Митрохина и прочих системных оппозиционеров, победа кандидата-самовыдвиженца ставится под вопрос. В этом случае Навального могут снять с выборов. Что в принципе не ущемляет ничьих интересов: Собянин получает обратно свой пост с приставкой «народно избранный», Навальный трансформирует свой политический капитал от выборов в личную свободу (прекращение преследование, отмена тюремного срока) и рейтинг федерального политика, для вхождения в соответствующий пул людей принимающих важные политические решения в России.
 
Что касается рейтинга Навального, то социологи не учли возможность роста электората за счет нетрадиционных групп влияния – молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, активных пользователей соцсетей. Уже сейчас проекты в ВК и FB могут прибавить Навальному очень солидный процент голосов. Ведь одних пользователей сети ВКонтакте по Москве, на минуточку, больше, чем пенсионеров (около 2,8 миллионов). То есть, если ВК выходит на выборы, то они переголосуют кого угодно. Поэтому исключать феномена Обамы, выигравшего выборы через Интернет – не следует.
 
Так что в конечном итоге в отсутствии подробного планирования Навальный может стать частью политической операции направленной против определенных элит. Эта игра в духе Диего Марадоны, с помощью «руки Бога», когда специальными и разнонаправленными действиями Навального активно продвигали (сбор подписей у муниципальных депутатов, отсрочка приговора)  и все для того, чтобы через десяток ходов получился большой симфонический кризис во внутрироссийской политике. Скорее всего, все это было проделано бессознательно. Но на определенном этапе участники процесса сообразили, как из получившейся модели получить максимум выгоды. 
 
Так что т. Навальный сейчас играет партию, исход которой не ясен никому. Возможно – это и есть та самая демократия, которая так редко предстает перед нами в своей изначальной то ли афинской ипостаси, то ли веймарской Германии.
 
Борис Бакир

смотрите также

показать больше статей