"Единой России" осталось жить три года

Полгода назад "Единая Россия" взяла курс на ребрендинг и кадровое обновление, пытаясь остановить падение рейтинга и стремительное потускнение своего имиджа. По истечении этого срока можно сделать только один ввод - ребрендинг оказался фикцией, и Кремль лишь дает партии дожить несколько лет...

06 Сентября 2012 13:54:09
автор: Роман Игорьев
Полгода назад "Единая Россия" взяла курс на ребрендинг и кадровое обновление, пытаясь остановить падение рейтинга и стремительное потускнение своего имиджа в глазах избирателей. По истечении этого срока можно сделать только один ввод - ребрендинг оказался фикцией, и Кремль лишь дает партии дожить несколько лет, оставшихся до следующих выборов в Госдуму. 
 
После избирательной кампании 2011-12 годов, казалось, судьба "партии власти" была предрешена. В официальные итоги выборов в Госдуму, на которых "Единая Россия" во главе с Дмитрием Медведевым набрала 49,32% голосов, не поверило большое количество избирателей.  Недовольство вылилось в массовые протесты во многих крупных городах и дало старт формированию несистемной оппозиции из представителей "среднего класса".  
 
Зимой-весной 2012 года среди обителей Банного переулка в Москве, где "квартируется" штаб единороссов, царило упадническое настроение. Многие считали, что Кремль сделает ставку на путинский "Народный фронт" или приступит к форматированию новой "партии власти" с нуля. В пользу этого варианта говорили упорные слухи о том, что "Народный фронт" является детищем нового "серого кардинала" администрации президента Вячеслава Володина. 
 
Однако "политического харакири"  не произошло, возобладала консервативная тенденция и в верхах решили сохранить "Единую Россию" практически без "переформатирования".  Вместо этого Кремль сделал ставку на "ребрендинг" и горизонтальное обновление кадров.  
 
На передовые позиции выдвинулись "медийные" партдеятели нового поколения. Например, Сергей Железняк и Алексей Чеснаков, которые должны были сформировать "прогрессивный" облик партии, вытеснив из сознания избирателя образ "андроида" Бориса Грызлова.
 
Безусловно, сохранению бренда "Единой России" тогда помогло заступничество президента Дмитрия Медведева. В качестве "отступного", как считают эксперты, Дмитрий Медведев получил от Владимира Путина не только пост премьера, но и лидерство в ЕР, тем самым обретя серьезный политический рычаг в "клановых войнах" со своими соперниками.   
 
Ребрендинг или агония?
 
Сегодня можно уверенно сказать, что никакого видимого ребрендинга "Единой России" не произошло и видимо, не произойдет. В январе 2012 года видный партбосс Юрий Шувалов всерьез говорил о делении фракции в Госдуме на три части - либеральную, социальную и патриотическую. Однако даже таких, косметических по сути, изменений не произошло.
 
В сухом остатке ребрендинг свелся к виртуальным проектам. Как сообщала газета "Коммерсант" со ссылкой на заместителя секретаря президиума генсовета "Единой России" Алексея Чеснакова, "партия власти" решила переформатировать свой официальный сайт, сделав ставку на "новые интерактивные форматы".  В частности, на сайте должны появиться "общественно-политические ток-шоу", темами которых станут, к примеру, закон "об образовании" и законопроект "о запрете зарубежных счетов и недвижимости для чиновников и депутатов". 
 
Об упадничестве в "Единой России" убедительнее всего говорит тенденция, которая проявилась еще на выборах в марте 2012 года. Региональные политики теперь стараются не афишировать свои связи с "Единой Россией" и  участвовать в выборах в качестве самовыдвиженцев. Хороший пример – предстоящие выборы в подмосковных Химках. Исполняющий обязанности мэра Химок единоросс Олег Шахов решил пойти на выборы самовыдвиженцем, при этом сама "Единая Россия" не только не наказала "ренегата", исключив из своих рядов, но и пообещала ему скрытую поддержку. Схожая ситуация в подмосковном городе Пушкино и Сергеевом Посаде, где кандидаты от "едра" боятся даже поставить логотип с медведем на собственные агитационные материалы.
 
Анекдотический случай произошел в Рязани. Выдвинувшийся в губернаторы от партии "Патриоты России" Игорь Морозов провозгласил себя членом "Народного фронта" Путина, что повергло в шок окружение действующего губернатора-единоросса Олега Ковалева. Единороссы расценили это как опалу своего кандидата, и только визит высокопоставленного функционера в регион разрядил ситуацию. Напомним, что в свое время "Патриоты" во главе с господином Семигиным влились в ряды "Народного фронта".
 
Сам бренд "Единой России" сегодня окончательно уничтожен популярным мемом, запущенным оппозиционером Алексеем Навальным – "Партия жуликов и воров".  По данным социологов "Левада-центра", в июне 2012 года число граждан, которые считают, что "Единая Россия" - это "партия жуликов и воров", впервые превысило на 2% количество респондентов, которые не согласны с таким мнением.  18% респондентов заявили о том, что "определенно согласны", а еще 24% "скорее согласны", то есть всего 42% опрошенных. "Категорически не согласны" 12% граждан, а "скорее не согласны" 28% (всего 40% респондентов). Еще 18% на вопрос социологов ответить затруднились. Таким образом, партии "Единой России" не удалось сбить негативную для себя волну и никакой ребрендинг ей уже не поможет.
 
Рисунок с сайта художника Васи Ложкина
 
Совершенно очевидно, что путинский "Народный фронт" или подобная ему структура в глазах избирателя стоит гораздо выше "Единой России". Однако Кремль опасается раньше времени "расчехлять" новый проект, понимая, что за один-два года он вберет в себя весь негатив действующей "партии власти". Скорее всего, новый проект будет запущен перед выборами в Госдуму 2016 года. Можно предположить, что учредительный съезд условного "Народного фронта" произойдет осенью или в декабре 2015 года. Следовательно, у тонущего корабля под названием "Единая Россия" есть три года на медленное погружение в пучину.
 
Роман Игорьев

смотрите также

показать больше статей