Христенко повторил подвиг Грефа

Глава Минпромторга Виктор Христенко прибыл во вторник в Хамовнический суд Москвы, чтобы дать свидетельские показания по второму уголовному делу в отношении экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева.

22 Июня 2010 13:04:30
автор: Анна Ефимовец
Глава Минпромторга Виктор Христенко прибыл во вторник в Хамовнический суд Москвы, чтобы дать свидетельские показания по второму уголовному делу в отношении экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева. Но освещать выступление Христенко собралось меньше журналистов, чем накануне, когда в суде был председатель правления Сбербанка Герман Греф. Но меры безопасности в суде все же были усилены. Сотрудники в штатском до начала слушаний проверили зал суда и прошлись внутри здания.
 
ХРИСТЕНКО ХОДОРКОВКИЙНа слушании Виктор Христенко фактически "повторил подвиг Грефа", заявив в суде по делу ЮКОСа, что не знает о хищениях нефти Михаилом Ходорковским. Глава Минпромторга Виктор Христенко, который с 1999 по 2008 год в качестве зампреда правительства курировал топливно-энергетический комплекс, заявил на суде по делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева, что ничего не знает о "миллионных" хищениях нефти из трубопроводной системы. "Физическое хищение нефти - это проблема, которая была и остается, это делается с помощью врезок в трубу, но о хищении в объемах миллионов тонн мне не известно", - сказал Христенко.
 
Допрос начал Михаил Ходорковский. Уточнили прежние должности и компетенцию господина Христенко. Данилкин напомнил подсудимому, что вопросы должны быть в "рамках нашего дела". "Почему правительство на протяжении этих лет поддерживало, одобряло существование вертикально-интегрированных нефтяных компаний, в том числе ЮКОСа? Зачем это было нужно?" — спросил Ходорковский. – "Термин "поддерживало", может быть, не совсем корректный, но точно совершенно, что вертикально-интегрированные компании являются частью общехозяйственных структур и являются понятным инструментом управления крупными хозяйственными структурами. По сути дела, в этом нет ничего неординарного, ничего такого, что может привлекать внимание, в том числе сейчас". – "Я прошу прощения за те вопросы, которые вам покажутся глупыми, но наше дело требует таких вопросов…Означает ли это, что правительство осознавало экономическую целесообразность объединения в единую технологическую цепочку деятельности нефтяных компаний от этапов разведки месторождений до АЗС, грубо говоря?". – "Вы сделали оговорку, чтобы мне в рамках этого дела не показались вопросы странными. Я тоже хочу сразу оговориться, я не знаком с материалами дела, поэтому мне сложно судить, относится ли вопрос к материалам дела, и я не столь опытный свидетель в суде, чтобы самому начать задавать вопросы относительно обвинения…но, если переходить к сути вашего вопроса, то построение интегрированных структур по технологическому принципу в какой-то мере и является наиболее оправданной и осмысленной практикой. Сквозной технологический принцип построения структур – он есть, был и остается нормой для построения холдингов".
 
"Каким образом со стороны правительства, тех ведомств, которые вы регулировали, осуществлялся контроль за ВИНК и, в частности, компании ЮКОС в 1998-2003 годах? Что делали антимонопольные органы в вопросах цен на нефтепродукты? Что такое балансовые задания? Что такое инспекция по крупным налогоплательщикам?" — спросил Ходорковский. – "Разговор на несколько часов. Но если говорить по-крупному, что делало государство в отношении вертикально-интегрированных структур – делало ровно то, что предписано законодательством. Если говорить о моей работе в 1998-2004 годах в Белом доме в качестве заместителя председателя правительства, то по сути основное внимание к вертикально-интегрированным структурам в основном было приковано с точки зрения фискальной проблематики – по сбору налогов. Все остальное было с вязано с попыткой "опрозрачить" деятельность, не допустить нарушения интересов государства. В эти годы в значительной степени было сформировано законодательство относительно контроля деятельности вертикально-интегрированных структур. В первую очередь, с точки зрения налогообложения".
 
Министр был вызван в суд по ходатайству защиты подсудимых. Ранее на процессе выступили бывший глава Центробанка Виктор Геращенко, экс-премьер Михаил Касьянов, глава Сбербанка Герман Греф. 
 
Напомним, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев обвиняются в хищении 350 миллионов тонн нефти в 1998-2003 годах.
По мнению самого Михаила Ходорковского все свидетельства в пользу обвиняемых все равно не помогут им выиграть дело, так как "заказчиком" является самый могущественный человек России – премьер-министр Владимир Путин.
 
Кстати, Михаил Ходорковский ранее просил вызвать в суд и его – для дачи аналогичных показаний. Но Суд этой просьбы не удовлетворил. Ровно как и людей "путинской команды": Игоря Сечена и других "силовиков", которых всегда считали оппонентами "ЮКОСа".
 
Защита "за"
Между тем, защита Ходорковского положительно оценивает допрос свидетелей на суде. "В целом мы сдержанно положительно относимся к тому, что мы  услышали из уст уважаемого господина Грефа", - считает адвокат Ходорковского Константин Ривкин, - "прежде всего, мы благодарны ему за то, что он пришёл, поскольку у нас есть проблемы, поскольку по повестке, отправленной судом, люди не приходит, а человек такого рода к нам пришёл".
 
По словам адвоката, по существу заданных вопросов он вполне удовлетворил интерес "за минусом естественных вещей, которые он, может быть, не помнит и как человек достаточно осторожный не брал на себя ответственность давать какие-то оценки или вспоминать то, что он вспомнить не может". Но самое главное то, что он подтвердил очевидную вещь: применительно к внутрироссийским ценам не могли применяться цены Роттердама, Амстердама и всего прочего, и, как он выразился, что если какая-нибудь компания начала бы покупать по таким ценам внутри России, то она бы просто обанкротилась, эта вещь совершенно очевидная.
 
Второе. Прозвучало, что ему как государственному чиновнику никогда никто не сообщал о том, что якобы были какие-то хищения в ЮКОСе гигантских размеров, которые описаны в обвинительном заключении.
 
И третье. Это то, что действительно была такая проблема внутрикорпоративных цен – так называемое трансфертное ценообразование, которое применялось. Но из слов господина Грефа следует, что эта проблема была, но она не была противозаконной. И мы напомнили, что он писал вместе с господином Букаевым, возглавлявшим Министерство по налогам и сборам справочку, из которой прямо следует, что это легальная практика, она создаёт определённые проблемы государству для отдельных его институтов в части налогообложения, в части интересов миноритариев, но в целом это всё легально. "Я ещё раз говорю, что мы в принципе положительно оцениваем, что услышали сегодня от господина Грефа", - подвел итог адвокат Константин Ривкин.
 
"Относительно ВНК. Важно то, что он подтвердил факт встречи с Ходорковским на эту тему. Он сказал, что их было не менее трех, если мне не изменяет память. Это абсолютно стирает ту часть обвинения, в которой говорится, что Ходорковский, Лебедев что-то скрывали от кого-то бегали, всё это было абсолютно легально, и он подтвердил, что ему было известно со слов Ходорковского о том, что действительно существует проблема рейдерской атаки на соответствующие юридические лица, попытки арестовать их акции", - говорит адвокат Константин Ривкин. По его словам, плюс он подтвердил то, что в конечном итоге эти акции были возвращены и потом были реализованы государством в установленном законом порядке. "Здесь мы тоже считаем, что в целом его выступление было для нас положительным. Кроме того, господа прокуроры нам очень помогли, потому что те вопросы, которые задавал, в частности, прокурор Смирнов были абсолютно в русле позиции защиты. Спасибо ему за это", - говорит Константин Ривкин.
 
подготовила Анна Ефимовец

смотрите также

показать больше статей