Форбс назвал 20 популярных чиновников-блоггеров

ЖЖ - крик души чиновника? Во всяком случае, двадцатка Форбс - довольно разношерстная компания. В ней числятся как самостоятельные блоггеры, так и явные чиновники-боты в поисках бесплатного пиара.

04 Февраля 2010 15:35:35
автор: Федор Лобер
Журнал Форбс назвал двадцать самых популярных чиновников-блогеров России. Это довольно разношерстная компания. В ней числятся и те, кто активно и самостоятельно ведет свой журнал, так и явные чиновники-боты.
 
Учитывались только блоги на платформе LiveJournal — критерием было не качество контента и не активность автора, а количество "френдов". Примечательно, что в двадцатку попали по четыре представителя от Кировской и Пермской областей. Причем некоторые из них заведены совсем недавно — приглашение френдить чиновника размещали в своих дневниках популярные губернаторы. Но дело не в одном лишь промоушене: в этих регионах блоги чиновников - рабочий инструмент, а не только PR-площадка.
 
"Для кого-то вести блог – полезная привычка, а для кого-то новая кремлевская мода", - считает главный редактор газеты "Неделя" Илья Гращенков, - "сейчас блоги есть у многих губернаторов, министров, депутатов и прочих политиков, вот только большую часть из них ведут не сами слуги народа, а их помощники и пресс-секретари". По его словам для губернаторов блог – просто повальное увлечение. 
 
Между тем, недавно газета "Комсомольская Правда" опубликовала материал о том, что PR-агентства в открытую предлагают региональным властям заняться разработкой и продвижением их блога. Цена вопроса – всего-то миллион рублей в год. Политики и чиновники стараются копировать Медведева. Но увы, в основном их блоги – копирка официальных сайтов правительств и ведомств.  
 
Свой блог для политика – это, по выражению известного скандалиста Дмитрия Корчинского, «так же важно, как имидж, меседж, рейтинг, парадигма, дискурс и гламур». Дань моде, способ эпатировать общественность, шанс реализоваться, который не удалось использовать в реальной политической жизни, – причин, по которым политики заводят дневники в интернете, немало. Преуспевают не все, ведь читатели блогов политиков – особая аудитория, которую на мякине не проведешь. Поэтому ЖЖ, используемые политиками не как средство живого общения, а лишь как дополнительный информационный ресурс (например, вместо самого политика его блог пополняет один из помощников), не слишком популярны.
 
Есть и политические блоггеры, которые посредством ЖЖ создают информационное поле, на котором пытаются вырастить новый интерес к своей фигуре. Среди них – дочь экс-президента Бориса Ельцина Татьяна Юмашева, бывший депутат Госдумы миллионер Александр Лебедев, директор музея Современного искусства Марат Гельман и многие другие.
 
Современные технологии дают широкие возможности ведения блогов: от дневников на различных сайтах до специальных сетевых сервисов. Как бы там ни было, посмотреть на интернет-лицо наших политиков любопытно. Хотя бы для того, чтобы лучше представлять, с кем имеешь дело...
 
Медведев же  завел собственный видеоблог в октябре 2008 г. В январе посетители президентского ресурса получили возможность оставлять свои комментарии. И все же среди самых "френдовых" блоггеров – действующие политики. Так, первое место в рейтинге Форбса занял президент России Дмитрий Медведев. Он завел ЖЖ в октябре 2008 года, с тех пор его блог стали посещать регулярно 12 тыс. 568 человек. По данным издания, в среднем глава государства публикует девять постов в месяц. Второе место по популярности среди пользователей ЖЖ заняла Маша Гайдар, зампредседателя правительства Кировской области и дочь знаменитого экономиста Егора Гайдара. Ее ЖЖ существует с апреля 2006 года, читают его 3 тыс. 957 "френдов". 
 
Рейтинг популярности чиновников-блогеров:
1. Дмитрий Медведев, президент РФ
2. Мария Гайдар, зампредседателя правительства Кировской области
3. Олег Чиркунов, губернатор Пермского края
4. Никита Белых, губернатор Кировской области
5. Сергей Миронов, председатель Совета Федерации РФ
6. Тимур Алиев, помощник президента Чечни
7. Александр Чуев, советник председателя Совета Федерации
8. Олег Дубов, глава Оленинского района Тверской области 
9. Василий Якеменко, руководитель Федерального агентства по делам молодежи
10. Дмитрий Зеленин, губернатор Тверской области
11. Михаил Чернышев, мэр Ростова-на-Дону
12. Борис Мильграм, министр культуры и массовых коммуникаций Пермского края
13. Елена Гилязова, министр сельского хозяйства Пермского края
14. Виктор Тархов, мэр Самары
15. Александр Пироженко, глава департамента по развитию конкуренции МЭР
16. Александр Жилкин, губернатор Астраханской области
17. Александр Полищук, главный специалист отдела ЖКХ администрации Покровского сельского поселения
18. Дмитрий Матвеев, глава департамента здравоохранения Кировской области
19. Людмила Гаджиева, начальник департамента образования администрации Перми
20. Светлана Тетенькина, замруководителя департамента культуры Кировской области
 
Интернет-блоги (от англ. web-log) впервые появились в США и получили распространение как личные сетевые дневники, в которых можно обсуждать то, что интересует автора и его друзей-подписчиков («френдов»). По сути, это было творческое развитие идеи интернет-форумов в сторону их индивидуализации.
 
Наиболее известным во всем мире блогом стал LiveJournal (Живой Журнал, сокращенно LJили ЖЖ), открытый программистом Брэдом Фитцпатриком 18 марта 1999 года. В 2006 г. был куплен за $5 млн. Александром Мамутом и Эндрю Полсоном (компания Sup-Fabrik, «Суп», службу блогов которой возглавляет Антон Носик). Таким образом, пишущие по-русски пользователи обслуживаются теперь российской фирмой, хотя сам сервер продолжает оставаться на территории США.
 
Российский сектор ЖЖ в последние годы стал одним из самых динамично развивающихся – сейчас в нем, по некоторым данным, уже около 1 млн. дневников и сообществ, в которых ежедневно появляется более 60 тыс. записей. Помимо ЖЖ, получили развитие и сходные российские сервисы – LiveInternet.ru, Diary.ru, Blogs.mail.ru и др. Однако количество дневников – даже не главная российскаяособенность. Главное – то, что многие дневники имеют не столько «приватную», сколько ярко выраженную общественно-политическую направленность. Разговоры о политике – пожалуй, самые оживленные в ЖЖ. Создано уже несколько десятков «политических» сообществ – в частности, org_ru_politics, politclub, politics, politnauka, ru_politanalys, ru_politic, ru_politicsи др. По-видимому, этот «политический бум» в блогах связан с теми изменениями, которые происходили в последние годы в российском информационном пространстве.
 
В результате целой серии административных мер и «споров хозяйствующих субъектов» в России резко сократилось число СМИ, которые позволяли бы себе открыто придерживаться позиций, не совпадающих с официальной. Сократилась и вся сфера публичной политики – отменены всенародные выборы губернаторов, запрещена критика оппонентов во время выборов, отменен порог явки избирателей, не допущены к выборам некоторые оппозиционные политические партии и т. д. Ключевые политические вопросы решаются теперь преимущественно кулуарно, по линии бюрократической «вертикали». Все это способствовало «выдавливанию» критически мыслящих людей, имеющих активную гражданскую позицию, в сферы, пока еще не столь жестко контролируемые властью – в частности, в сферу интернет-блогов. Блоги стали той «виртуальной кухней», на которой люди еще могут обсуждать то, что хотят, и говорить то, что думают.
 
Российской блогосфере – 8 лет. Датой ее рождения принято считать 1 февраля 2001 года, когда филолог из Тарту Роман Лейбов оставил в своем ЖЖ первую запись со словами «Попробуем по-русски. Смешная штука» ЖЖ очень быстро приобрел фантастическую популярность, собственные дневники появились и у тех, кто никогда не слышал о Романе Лейбове и его друзьях. Когда в прошлом году компания «Яндекс» запустила обновленную версию своего рейтинга блогов, оказалось, что практически никто из ветеранов ЖЖ не вошел в первую десятку самых авторитетных блоггеров.
 
Федор Лобер
 

смотрите также

показать больше статей