Парламентарии против телеВИруса

Совет Федерации одобрил закон, запрещающий федеральным телеканалам заключать договоры на распространение рекламы с рекламными агентствами - монополистами. Фактически депутаты решили ограничить долю известной компании "Видео Интернешнл".

25 Декабря 2009 15:00:25
автор: Борис Бакир
Совет Федерации одобрил закон, запрещающий федеральным телеканалам заключать договоры на распространение рекламы с рекламными агентствами - монополистами. Соответствующие поправки вносятся в ст.14, 33, 36 закона "О рекламе".
 
Кто потеряет?
Монополистов на рекламном рынке у нас, прямо скажем, немного. Фактически депутаты решили ограничить долю известной компании "Видео Интернешнл" принадлежащую экс-советнику президента (и экс-министру печати) Михаилу Лесину. По официальной версии - на рынке телерекламы "Видео Интернешнл" мешает размещать социальную рекламу. Ведь все эфирное время уже выкуплено "Видео Интернешнл".
 
Сейчас "ВИ" обслуживает 12 эфирных каналов. Их совокупная доля, по данным TNS Russia, превышает 60% - это больше допустимых антимонопольным законодательством 35%. Но если принять методику ФАС, то доля "ВИ" на рекламном рынке не дотянет до этой цифры.
 
Заинтересованность властей в социальной рекламе объясняется новыми задачами — это популяризация модернизации, борьба с алкоголизмом и коррупцией, отмечает газета. По идеи, после того, как "Видео Интернешнл" лишится статуса монополиста, каналы станут свободнее распоряжаться рекламным временем. Большую часть эфира для социальной рекламы каналы предоставляют бесплатно, но часть за деньги — из квоты, которая остается после продажи времени "Видео интернешнл". Согласно закону «О рекламе», телеканалы обязаны размещать социальную рекламу в пределах 5% годового объема.
 
Напомним, что поправки в закон «О рекламе», ограничивающие долю одного продавца на рынке телерекламы порогом в 35%, Госдума приняла сразу в трех чтениях 18 декабря. СМИ отмечали, что закон был принят сразу в трех чтениях потому, что инициатива исходила из Кремля. Поправки лишат "Видео Интернешнл" статуса крупнейшего продавца телерекламы в России. Сейчас доля "ВИ" на рынке телерекламы составляет 60%.
 
Как отмечается в пояснительной записке к документу, сейчас наблюдаются тенденции, когда определенные лица устанавливают ограничения по заключению договоров на распространение рекламы с телеканалами, в частности осуществляющими национальное вещание. В закон "О рекламе" вводится положение о том, что федеральный телеканал не вправе заключать договоры на оказание услуг по распространению рекламы с лицом, занимающим преимущественное положение в сфере распространения телерекламы. Под федеральным каналом понимается телеканал, который осуществляет вещание более чем в 5 субъектах РФ. При этом рекламное агентство - монополист, согласно закону, - это лицо, доля которого в указанной сфере превышает 35%.
 
Также устанавливается требование по обязательному проведению федеральными телеканалами с госучастием торгов на право размещения рекламы в эфире. В качестве санкции за несоблюдение положений о заключении договоров телеканалами с монополистами рынка предусматривается введение дополнительных полномочий антимонопольного органа по выдаче предписаний о расторжении договоров на оказание услуг по распространению телерекламы. Ранее заключенные договоры на распространение телерекламы признаются действующими в течение года с момента вступления закона в силу.
 
"Семья" терпит убытки
Впрочем, покидая Старую площадь, Михаил Юрьевич сохранил добрые отношения со многими представителями политической элиты. При этом Лесину удалось, не влившись до конца ни в один из крупных политических кланов, со всеми поддерживать если не дружеские, то как минимум деловые отношения. В свое время его называли и "человеком Чубайса" на том основании, что в руководители управления он был рекомендован ближайшим соратником Чубайса Максимом Бойко, который, кстати, два года назад занял один из ключевых постов в управлении группы компаний "Видео Интернэшнл". Лесина называли и продолжают называть "человеком кремлевской семьи" из-за его близких отношений с Юмашевым, Дьяченко и Волошиным.
 
Версия об отставке Лесина говорит о том, что события, связанные с ним - следствие передела места, гигантских рекламных бюджетов, вращающихся вокруг каналов первого мультиплекса. Хотя до полной цифровизации российского ТВ еще очень далеко, российские участники рынка уже начали борьбу за каналы, которые все операторы вещания должны транслировать бесплатно.
 
Теперь карьера Лесина кончилась и проблемы начались у "Видео Интернешнл". Первый звонок для компании уже прозвенел. Сергей Пискарев, руководитель продавца рекламы ООО "Газпром-Медиа", главного конкурента "Видео Интернешнл", написал жалобу в Федеральную антимонопольную службу: обвинил "ВИ" в монополизме, а его клиентов - в ценовом сговоре. Пискарев говорит, что обратиться в ФАС его компания решила, как только стало известно, что телеканалы НМГ перешли к "ВИ", но составление письма затянулось на четыре недели. К этому моменту ФАС уже вела такую проверку по собственной инициативе.
 
ФАС же принял сторону "Газпром-Медиа". И настоящие неприятности у "ВИ" начнутся, если от ее услуг откажется Первый канал. Константин Эрнст уже планирует создать собственную компанию. Правда, пока  Первый канал продлил на три года контракт с "ВИ". Но документ-то можно и разорвать… К тому же законопроект предусматривает, что с момента превращения его в закон, телеканалы, в капитале которых участвует государство, будут выбирать рекламное агентство на тендере.
 
Борис Бакир

смотрите также

показать больше статей