Энергорынок: по одним правилам игры

Некоммерческое партнерство "Совет рынка" предлагает уравнять в правах энергосбытовые компании, создать равные условия для гарантирующих поставщиков и независимых сбытовых компаний. Это предложение связано с недостаточным уровнем конкуренции в текущих условиях.

12 Октября 2009 13:37:34
автор: Владимир Березин
Некоммерческое партнерство «Совет рынка» предлагает уравнять в правах энергосбытовые компании, создать равные условия для гарантирующих поставщиков и независимых сбытовых компаний. Это предложение связано с недостаточным уровнем конкуренции в текущих условиях.

НП "Совет рынка", созданный РАО ЕЭС и Минпромэнерго, занимается организацией торгов электроэнергией на оптовом рынке, регламентированием и изменением правил, следит за их соблюдением и рассматривает споры между участниками. Предложенная им целевая модель предполагает уравнивание сбытовых компаний в их возможностях участвовать в оптовом и розничном рынках, а также в их обязанности принимать на обслуживание потребителей на публичных условиях.

"Концепция целевой модели розничных рынков, разработанная Советом, должна заработать в 2011 году, - комментирует генеральный директор ОАО "ЭСКМО" Дмитрий Готлиб. Изначально, еще в недрах РАО, планировалось, что, в борьбе за статус ГП (гарантирующего поставщика), "сбыты" будут снижать надбавки, тем самым уменьшая цену для потребителей. Это должно было стать основным механизмом конкуренции на розничном рынке, однако, при этом победителя конкурса в любом случае определяют органы власти. Очевидно, что конкуренция и конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика – это немного разные вещи".

Что делать? Отменить статус гарантирующего поставщика? "Речь идет не об отмене статуса гарантирующего поставщика, а о повышении публичности всех сбытовых компаний,- считает Дмитрий Готлиб. Отменяя статус, нужно сначала детально проработать механизм перехода потребителей от одной энергосбытовой компании к другой, чтобы безболезненно решить проблему перехода к другому поставщику без долгов, не увеличивая кассовые разрывы". 

То есть, целевая модель должна усилить конкуренцию за потребителей, без риска одномоментной потери бизнеса гарантирующих поставщиков? "Предложение о ликвидации института гарантирующих поставщиков выглядит довольно рискованным и несвоевременым, - говорит Дмитрий Готлиб, - поскольку на сегодняшний день этот статус накладывает на организацию больше обязанностей, чем прав. Это и показатели финансового состояния, и обязательность своевременных расчетов с оптовым рынком и сетевыми организациями, а также наличие качественной структуры для обслуживания потребителей. Ведь потребители это не только крупные промышленные предприятия, к обслуживанию которых стремятся многие независимые сбытовые компании, но и в первую очередь население". 

Идея создать равные входные условия для гарантирующих поставщиков и "независимых" возникла достаточно давно, подчеркивает председатель правления Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Василий Киселев. Среди организаций, выдвигавших подобные предложения, были РАО ЕЭС и само НП гарантирующих поставщиков. Но эта задача не выглядела первостепенной до наступления финансового кризиса, "обнажившего проблемы, которые накопились в сбытовой сфере со стартового момента реформирования".
 
Причины, побудившие Совет рынка предложить столь кардинальное решение, различны, добавляет В. Киселев: это необходимость усилить конкуренцию на розничном рынке, проблемы, связанные с проведением конкурсов на получение статуса гарантирующего поставщика, необходимость повышения прозрачности и эффективности розничного рынка, а также сложности и противоречия, связанные с наличием статуса гарантирующего поставщика и его правомочий.
 
"Необходимо обеспечить равное участие всех компаний в перекрестном субсидировании, принятии обязательств по обеспечению согласованных регламентов качества обслуживания потребителей и устранить возможность потреблять электроэнергию без оплаты", – подчеркивает Василий Киселев. 
 
Насколько эффективно решение, предложенное Советом рынка, покажут время и результаты реализации пилотного проекта. Сам Совет рынка подчеркивает, что нормативные правовые акты, регламентирующие правила работы на оптовом и розничном рынках, будут дорабатываться в течение 2009 года. Итоговое постановление правительства по основным положениям функционирования целевой модели розничных рынков должно быть принято в первой половине 2010 года.
 
И все-таки создание равных стартовых условий для всех энергосбытовых компаний не исключает возникновения специфических рисков, подстерегающих сбыты в условиях финансового кризиса. Во-первых, повышение неопределенности финансового результата сбыта может привести к тому, что весь сбытовой сектор станет непривлекательным для инвестирования. Во-вторых, разрыв между ценами на оптовом и розничном рынках электроэнергии может стать причиной ситуации, в которой резкий скачок оптовых цен провоцирует разрыв всех розничных договоров.
 
Модель, предложенная Советом рынка, в отличие от действующей схемы, предусматривает наличие саморегулируемых механизмов. Это возможность перехода потребителей от одного сбыта к другому хоть каждый месяц и независимость снабжения потребителя на розничном рынке от регистрации на оптовом. Такие механизмы крайне важны в условиях спада экономики.
 
Федор ЛОБЕР
 

смотрите также

показать больше статей