Д.Готлиб: главный критерий - надежность
Год назад перестало существовать РАО ЕЭС. План Чубайса обещал светлое будущее. Переход к рынку должен был обеспечить справедливые тарифы на основе конкуренции. Что получилось в итоге? Рассказывает гендиректор ОАО "Энергосбытовая компания Московской области" (ЭСКМО) Дмитрий Готлиб.
24 Сентября 2009 15:43:14
автор: Александр Гращенков
Год назад перестало существовать РАО ЕЭС. План Чубайса "ГОЭЛРО-2" обещал светлое будущее. Переход к рынку должен был обеспечить справедливые тарифы на основе конкуренции. Что получилось в итоге? Об этом беседа с генеральным директором ОАО "Энергосбытовая компания Московской области" (ЭСКМО) Дмитрием Готлибом.
- Дмитрий Игоревич, Вы сами выходец из РАО "ЕЭС", даже были членом группы по подготовке к реформе. Теперь Вы возглавляете частную компанию, работающую на рынке энергетики, и лучше других можете сказать о результатах реформы…
Да, я сейчас возглавляю компанию, которая не была выделена из РАО ЕЭС России, а была создана "с нуля" в том сегменте, который называется конкурентным. Логика реформы Чубайса заключается в том, что на рынок должно было выйти много компаний, которые в борьбе за конкурента будут снижать тарифы. Кое-чего в этом направлении мы добились…
- Много компаний работает на рынке?
Из одного только РАО "ЕЭС" их вышло 72. Среди них предприятия Московского региона "Мосэнерго", "МОЭСК", "Мосэнергосбыт" и еще много независимых сбытовых фирм.
- Но реформа-то реализована в полном объеме?
Не совсем. Реформа сбытовой деятельности реализована полностью – тарифы снизить удалось. Но не в части надежности энергоснабжения. Многие компании, работающие в сфере сбыта энергии, имеют капитал до 100 тыс. рублей. При этом они работают с крупными потребителями, чей один только ежемесячный платеж за электричество может составлять до 100 миллионов. А вдруг, скажем, авария... Формально клиент должен выставить счета за убытки к своей компании, а та – сетям. Но будет ли у этой компании штат инженеров, юристов, чтобы справиться с локальной проблемой снабжения? Не всегда. И это – упущение реформы.
- Но почему такой важный фактор как надежность не учли специалисты РАО "ЕЭС", среди которых были и Вы?
Всю ответственность переложили на потребителя. Он сам должен выбрать надежного поставщика.
- А по каким критериям ему выбирать надежного поставщика?
Судите сами: наша компания "ЭСКМО" образована правительством Московской области и компанией "Мосэнергосбыт" с уставным капиталом 200 млн. рублей. То есть гарантии достаточно серьезные. Мы продаем электроэнергию и гражданам и крупным промышленным предприятиям, и те и другие в нас уверены.
- Сейчас многие производственники жалуются, что энергетики не дают им преодолеть кризис. Тарифами душат, заставляют выкупать ненужные объемы энергии…
Всё зависит от договора. Мы, например, договариваемся о конкретных кВт- часах. И у нас нет понятий "выборки" энергии. Если только сам покупатель хочет вперед, по определенной цене, выкупать столько-то энергии. У нас к клиенту очень гибкий подход. Берем предоплату за минимальный срок – месяц. К нам идут те, кто не может работать с крупными сбытовыми компаниями, в которых они порой неделями не могут дозвониться до специалистов. Им конечно комфортнее работать с нами.
- Цена от этого выше?
Как раз наоборот. Если сравнивать с тем же "Мосэнергосбытом"… Обеспечивая энергией малый бизнес они выставляют надбавку в 9 копеек на кВт в час, чтобы компенсировать свои потери при расчетах с другими клиентами. Наша надбавка от 2 до 3 копеек, поскольку мы не перекладываем чьи-то неустойки на другие плечи. С потребителями за пределами Московского региона мы вообще работаем на демпинговых условиях, примерно 1 копейка за кВт в час.
- Пока еще нет явлений массового бегства от крупных сбытовых компаний?
Потребитель переходит к нам по вполне организованной схеме. Сегодня наша главная цель – минимизировать затраты, прежде всего, на производственную деятельность, чтобы предлагать выгодные цены.
- А эти "проблемные" потребители платят всегда?
Сегодня для "ЭСКМО" это больной вопрос. Наши крупные клиенты - предприятия "Трансмашхолдинга", "Уралхима" пострадали от кризиса, когда у них 3-4 месяца не реализуется продукт, чем им рассчитываться за электроэнергию, которая составляет до 30% стоимости. Непростая ситуация с "Воскресенским заводом минеральных удобрений" (ВМУ), у них продажи упали в 3 раза. Идем на рассрочки, реструктуризацию долга. Максимально привлекаем финансовые организации, с которыми сами работаем. Практика показывает – всегда можно найти выход. Обращение в суд – это скорее исключение ...
Когда я только пришел работать, завод ВМУ не платил вообще - у компании были тяжелые времена. Сейчас 70-80% задолженности перед нами погашено, но эта дельта постоянно нам не доплачивается.
- Реформа предполагала, что за счет частного капитала государство сможет обновить энергосистему страны, получить дополнительные инвестиции…
Да, и это произошло. Бизнес был пущен всего в две отрасли – в генерацию и сбыт. Туда инвестиции и пришли. Идея реформы была реализована. Генерация закладывает в ту цену, по которой продает нам электроэнергию, добавочную стоимость, которая идет на инвестиции и развитие. Бизнес оказался даже более ответственным, чем можно было предположить. Пример тому авария на Саяно-Шушенской ГЭС, которая как раз контролировалась государством. Вот если бы это была частная компания, тогда бы власти могли вообще пересмотреть всю концепцию реформы.
Беседовал Александр Гращенков
показать больше статей