Д.Готлиб: главный критерий - надежность

Год назад перестало существовать РАО ЕЭС. План Чубайса обещал светлое будущее. Переход к рынку должен был обеспечить справедливые тарифы на основе конкуренции. Что получилось в итоге? Рассказывает гендиректор ОАО "Энергосбытовая компания Московской области" (ЭСКМО) Дмитрий Готлиб.

24 Сентября 2009 15:43:14
автор: Александр Гращенков
Год назад перестало существовать РАО ЕЭС. План Чубайса "ГОЭЛРО-2" обещал светлое будущее. Переход к рынку должен был обеспечить справедливые тарифы на основе конкуренции. Что получилось в итоге? Об этом беседа с генеральным директором ОАО "Энергосбытовая компания Московской области" (ЭСКМО) Дмитрием Готлибом.
 
- Дмитрий Игоревич, Вы сами выходец из РАО "ЕЭС", даже были членом группы по подготовке к реформе. Теперь Вы возглавляете частную компанию, работающую на рынке энергетики, и лучше других можете сказать о результатах реформы…
 
Да, я сейчас возглавляю компанию, которая не была выделена из РАО ЕЭС России, а была создана "с нуля" в том сегменте, который называется конкурентным. Логика реформы Чубайса заключается в том, что на рынок должно было выйти много компаний, которые в борьбе за конкурента будут снижать тарифы. Кое-чего в этом направлении мы добились…
 
- Много компаний работает на рынке? 
 
Из одного только РАО "ЕЭС" их вышло 72. Среди них предприятия Московского региона "Мосэнерго", "МОЭСК",  "Мосэнергосбыт" и еще много независимых сбытовых фирм. 
 
- Но реформа-то реализована в полном объеме? 
 
Не совсем. Реформа сбытовой деятельности реализована полностью – тарифы снизить удалось. Но не в части надежности энергоснабжения. Многие компании, работающие в сфере сбыта энергии, имеют капитал до 100 тыс. рублей. При этом они работают с крупными потребителями, чей один только ежемесячный платеж за электричество может составлять до 100 миллионов.  А вдруг, скажем, авария... Формально клиент должен выставить счета за убытки к своей компании, а та – сетям. Но будет ли у этой компании штат инженеров, юристов, чтобы справиться с локальной проблемой снабжения? Не всегда. И это – упущение реформы.
 
- Но почему такой важный фактор как надежность не учли специалисты РАО "ЕЭС", среди которых были и Вы?
 
Всю ответственность переложили на потребителя. Он сам должен выбрать надежного поставщика. 
 
- А по каким критериям ему выбирать надежного поставщика?
 
Судите сами: наша компания "ЭСКМО" образована правительством Московской области и компанией "Мосэнергосбыт" с уставным капиталом 200 млн. рублей. То есть гарантии достаточно серьезные. Мы продаем электроэнергию и гражданам и крупным промышленным предприятиям, и те и другие в нас уверены. 
 
- Сейчас многие производственники жалуются, что энергетики не дают им преодолеть кризис. Тарифами душат, заставляют выкупать ненужные объемы энергии…
 
Всё зависит от договора. Мы, например, договариваемся о конкретных кВт- часах. И у нас нет понятий "выборки" энергии.  Если только сам покупатель хочет вперед, по определенной цене, выкупать столько-то энергии. У нас к клиенту очень гибкий подход. Берем предоплату за минимальный срок – месяц. К нам идут те, кто не может работать с крупными сбытовыми компаниями, в которых они порой неделями не могут дозвониться до специалистов. Им конечно комфортнее работать с нами.
 
- Цена от этого выше?
 
Как раз наоборот. Если сравнивать с тем же "Мосэнергосбытом"… Обеспечивая энергией малый бизнес они выставляют надбавку в 9 копеек на кВт в час, чтобы компенсировать свои потери при расчетах с другими клиентами. Наша надбавка от 2 до 3 копеек, поскольку мы не перекладываем чьи-то неустойки на другие плечи. С потребителями за пределами Московского региона мы вообще работаем на демпинговых условиях, примерно 1 копейка за кВт в час. 
 
- Пока еще нет явлений массового бегства от крупных сбытовых компаний? 
 
Потребитель переходит к нам по вполне организованной схеме. Сегодня наша главная цель – минимизировать затраты, прежде всего, на производственную деятельность, чтобы предлагать выгодные цены.
 
- А эти "проблемные" потребители платят всегда?
 
Сегодня для "ЭСКМО" это больной вопрос. Наши крупные клиенты -  предприятия "Трансмашхолдинга", "Уралхима" пострадали от кризиса, когда у них 3-4 месяца не реализуется продукт, чем им рассчитываться за электроэнергию, которая составляет до 30% стоимости. Непростая ситуация с "Воскресенским заводом минеральных удобрений" (ВМУ), у них продажи упали в 3 раза. Идем на рассрочки, реструктуризацию долга. Максимально привлекаем финансовые организации, с которыми сами работаем. Практика показывает – всегда можно найти выход. Обращение в суд – это скорее исключение ...
Когда я только пришел работать, завод ВМУ не платил вообще - у компании были тяжелые времена. Сейчас 70-80% задолженности перед нами погашено, но эта дельта постоянно нам не доплачивается. 
 
- Реформа предполагала, что за счет частного капитала государство сможет обновить энергосистему страны, получить дополнительные инвестиции… 
 
Да, и это произошло. Бизнес был пущен всего в две отрасли – в генерацию и сбыт. Туда  инвестиции и пришли. Идея реформы была реализована. Генерация закладывает в ту цену, по которой продает нам электроэнергию, добавочную стоимость, которая идет на инвестиции и развитие. Бизнес оказался даже более ответственным, чем можно было предположить. Пример тому авария на Саяно-Шушенской ГЭС, которая как раз контролировалась государством. Вот если бы это была частная компания, тогда бы власти могли вообще пересмотреть всю концепцию реформы. 
 
Беседовал Александр Гращенков
 

смотрите также

показать больше статей