А. Рац: Пережить кризис в ОЭЗ бизнесу будет легче

Не приведет ли мировой кризис к сокращению числа компаний, претендующих на статус резидента ОЭЗ? Сегодня меры поддержки компаний-резидентов углубляются. Научно-технические проекты, как правило, длительные по времени. Поэтому компаниям, которые хотели бы со своей продукцией  поспеть к посткризисному подъему, сейчас самое время начинать.

10 Марта 2009 12:24:00
Не приведет ли мировой кризис к сокращению числа компаний, претендующих на статус резидента ОЭЗ? Сегодня меры поддержки компаний-резидентов углубляются. Научно-технические проекты, как правило, длительные по времени. Поэтому компаниям, которые хотели бы со своей продукцией  поспеть к посткризисному подъему, сейчас самое время начинать. О мерах пооддержки наукоемкого производства в своем интервью "Неделе" (Weekjournal.ru) рассказал руководитель территориального управления РосОЭЗ по Московской области Александр Рац.

Александр Алексеевич, не так давно Вам пришлось отвечать на вопрос: не приведет ли мировой кризис к сокращению числа компаний, претендующих на статус резидента ОЭЗ? Вы сказали, что научно-технические проекты, как правило, длительные по времени. Поэтому компаниям, которые хотели бы со своей продукцией  поспеть к посткризисному подъему, сейчас самое время начинать.
 
-  Это так. Вот только им нужно сначала еще с наименьшими потерями кризис пережить. Основная беда научно-технических компаний сегодня – то, что заказчики (а это и финансовая сфера,  и государственная сфера, и высокотехнологичная промышленность -  основные наши заказчики на наукоемкую продукцию) урезают свои бюджеты. К сожалению, урезание бюджетов начинается всегда с инвестиционной составляющей. Всегда труднее резать зарплату, сокращать людей, что называется, резать по живому, а от каких-то элементов развития предприятие всегда может если не отказаться, то, по крайней мере, отсрочить их введение. Поэтому для многих компаний, которые занимаются технико-внедренческой деятельностью, разработками и исследованиями, времена, конечно, стали сложнее. И они в этот период должны быть более конкурентоспособны и динамичны.
Технико-внедренческие особые экономические зоны изначально создавались    из-за того, что у нас недостаточно научно-технической деятельности, недостаточно практического умения из знаний сделать продукт. Ясно, что в  период кризиса мы должны  углублять те меры поддержки, которые и ранее были предусмотрены в ОЭЗ.
Должен заметить, что те меры, которые были предусмотрены,  сработать до кризиса просто не успели.  Как известно, была выбрана конструкция особых экономических зон, когда мы начинали с «зеленой лужайки». Но нельзя же прийти в поле и сразу начать получать льготы, хоть налоговые, хоть таможенные. Из четырех технико-внедренческих зон до кризиса успели  построить и заполнить сравнительно небольшой инновационно-технологический центр в Томске. В Дубне строительство довольно большого комплекса завершается сейчас, возможности для размещения компаний  только появились. В Москве и  Санкт-Петербурге стройка пока на ранней стадии.
Появились – независимо от кризиса - возможности работы в особой зоне, появились и возможности воспользоваться теми льготами, которые были заложены изначально.
Это налоговые льготы: для разных компаний более   значима разная их часть. Для тех компаний, в которых большую долю составляют затраты на оплату труда, очень важна льгота по единому социальному налогу. Сейчас, к тому же, она становится еще важнее в связи с обсуждением планов по замене 26-процентного социального налога платежами в фонды, но уже 35-процентными. Фактически налоговая нагрузка на работодателя возрастает. Мы пока имеем подтверждения от трех федеральных министерств - Минфина, Минэкономики и Минсоцразвития, что  14-процентный ЕСН  в ОЭЗ сохраняется  на пять лет.  Конечно, мы считаем, что эта ставка должна сохраняться до конца действия статуса ОЭЗ. Но, по крайней мере,  сегодня уже имеем позицию, что в течение  5 ближайших лет предприятиям будет оказываться хорошая поддержка. Потому что разница предприятиям между 35 и 14 процентами означает, что предприятия смогут либо платить работникам зарплату на 20 процентов больше, либо на 20 процентов снизить издержки. Это важно и сейчас становится еще важнее. А 5 лет для компаний -стратегический срок.

Для некоторых компаний важно, что в ОЭЗ есть 5-летняя отсрочка по налогу на имущество, по налогу на землю. 

Есть льгота по транспортному  налогу, но он, может быть, не так заметен в общей истории платежей.
Со снижением налога на прибыль, он в особой зоне стал 16-процентным, и это тоже важно. Замечу, что Московская область пересмотрела правила применения льготы по налогу на прибыль: в конце 2008 года вышли два изменения к соответствующему закону Московской области. Одно касается периода применения закона: если раньше закон применялся с момента его принятия (2006 год) и на 5 лет, то сейчас 5 лет исчисляются с момента регистрации компании. Второе изменение: если раньше закон применялся в отношении тех компаний, которые имеют юридический адрес в ОЭЗ, сейчас это ограничение сняли – льгота применяется для компаний, которые являются резидентами ОЭЗ.  Это существенно, поскольку у многих компаний адреса юридические вне зоны, и они не могли пользоваться названной льготой.
Важна также возможность относить затраты по НИОКРу на себестоимость за период затрат – в особой экономической зоне значительно меньше   ограничений.
Для тех, кто планирует работать с дорогостоящим оборудованием, очень важна возможность применять таможенные льготы,  потому что ввоз в зону импортного оборудования для целей компаний производится без уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость. Если компания покупает импортные комплектующие или материалы, то она может в большой мере экономить оборотные средства.
Переезжая в зону, компании получают возможность применять весь этот спектр льгот.   Недавно один из резидентов, который уже работал на территории зоны в 2008 году, показал свои расчеты, сколько сэкономили по ЕСН, -  весьма приличная сумма.

То есть: льготы достаточно весомы, и это уже видно непосредственно по экономике предприятия?

- Да. Это заметная сумма в экономике предприятия. Но поскольку сейчас ситуация в экономике кризисная, руководство Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами считает, что принятые ранее меры в какой-то степени  недостаточны. И поэтому агентством вместе с ОАО «Особые экономические зоны» принято решение о том, чтобы резиденты, которые приходят в зону и снимают здесь помещения,  получили на два ближайшие года льготы по арендной плате за пользование помещениями (причем арендная плата включает в себя и коммунальные платежи, расходы по охране, уборке общих помещений).
Суммарная арендная плата, вместе с коммунальными платежами, на 2009 год установлена в ОЭЗ «Дубна» в размере 70 рублей за  квадратный метр  в месяц. (Арендаторы и арендодатели знают, что это отрицательная величина, потому что коммунальные расходы значительно больше.) А в следующем, 2010 году, арендная плата вместе с коммунальными платежами составит в ОЭЗ 300 руб. за квадратный метр в месяц.
На 2011-й пока не устанавливали – никто не может достоверно прогнозироваь, какие экономические условия к тому времени сложатся  (дай Бог, чтобы ситуация на рынке для компаний улучшилась). Но уже эта двухлетняя перспектива дает ясность компаниям, дает им возможность планировать свои затраты.
Особенно это важно, на мой взгляд, для вновь образованных компаний. Начинать всегда наиболее тяжело: одно дело, когда у компании уже есть какой-то капитал, оборудование, персонал, другое – начинать с нуля, да еще в условиях кризиса.
Хочу напомнить историю, как Дубна переживала прошлый кризис…
 
1998-го года?

- Нет, начала 90-х. Когда у нас было 5 или 7 (это – как считать) градообразующих предприятий, и все они лишились заказов. Дубна выжила в прошлый кризис за счет малого предпринимательства, совершенно точно могу сказать. В 1991-92 годах мы подписали примерно 2 тысячи свидетельств о создании новых предприятий в Дубне. Люди активно искали, чем заняться. Конечно, большая часть занялась утилитарными видами  бизнеса. Но, по нашей оценке, сотни две предприятий состоялись как научно-технические. И это одна из основ современного научно-технического комплекса Дубны. Даже если судить формально: сегодня в НПК города входят больше двух десятков предприятий. Те 5-7, что были до кризиса, так и остались. Остальные – это уже средний, а не малый бизнес, предприятия, образованные в 90-х.  Плюс к этому десятки и сотни малых предприятий занимаются наукой и техникой.
Конечно, мы рассчитываем сегодня на то, что кризис в большей степени обойдет наши предприятия. Но нельзя не видеть также, что сокращения неизбежны и кто-то пострадает. Убежден, что и сейчас наличие рядом, в городе, возможностей  особой экономической зоны снижает административные и экономические пороги для тех, кто хотел бы заняться  предпринимательской деятельностью, научно-технической. Это дает возможность предпринимателям и тем, кто остался без работы, инженерам, научным работникам, студентам, аспирантам, у которых по окончании учебы могут возникнуть  трудности с устройством на работу,  прийти к нам и начинать работать, даже не имея значительного стартового капитала.

В этой связи, видимо, становится особо актуальной  идея бизнес-инкубатора в Инновационно-технологическом центре ОЭЗ, где могли бы размещаться не только резиденты?

- Да.    В прошлом году наблюдательный совет одобрил (долго это обсуждали) концепцию создания бизнес-инкубатора в особой экономической зоне. Действительно, требуется какое-то время, чтобы написать бизнес-план, заявку, получить статус резидента. Этот процесс, может, не такой трудоемкий, но он требует времени и просто каких-то размышлений, чтобы написать бизнес-план: нужно еще увидеть себя и свой бизнес.
На это время фирмы или отдельные предприниматели, которые хотят вести технико-внедренческую деятельность, могут прийти и уже работать в особой экономической зоне, размещаясь в бизнес-инкубаторе. Такое положение записано в концепции. И это, на наш взгляд, очень важно – для того, чтобы не выстраивать все последовательно: надо же жить все это время, надо работать. Это действительно дает дополнительные возможности и предпринимателям, и малым предприятиям.

Когда реально появится возможность подать заявку на размещение в инкубаторе?

- Надо подавать заявки – я бы так сказал. Попечительский совет сформирован. Заявка есть, попечительский совет можно собрать. Заявок нет – попечительский совет незачем собирать. Надо подавать заявки.

Еще один важный вопрос – об административных барьерах. Удалось ли их понизить в ОЭЗ?

- По земельным участкам, я считаю, мы продвинулись. Вот только что я привез из федерального агентства согласованный договор аренды земельного участка для одного из наших резидентов. Это компания, которая в Дубне известна как «ТРЕКПОР ТЕХНОЛОДЖИ», в особой зоне она зарегистрирована под названием «НАНОКАСКАД». Формально заявку они подали в начале недели. Согласовали договор за два-три дня. Понятно, что ситуация эта несколько особенная, поскольку в скором времени ожидается приезд в Дубну руководителя государственной корпорации «РОСНАНО», которая поддержала проект этой компании одним из первых. Не могу сказать, конечно, что можно вот так за три дня взять и сделать договор аренды земли, достаточно большое время здесь заняла подготовительная работа: выбирали, формировали участок, геодезист работал и т.д. Вместе с тем: мы можем сейчас даже без геодезиста, по утвержденному проекту границ предоставить земельный участок. И у компании уже будет право проектировать, будут юридические основания заниматься этим участком, вести подготовительные работы.
Такие возможности появились – за счет того, что утвердили проекты планировки, есть документы по всем этим участкам. Это не в обход закона делается, а делается потому, что есть некоторые особенности закона по отношению к особым экономическим зонам. Потому, что администрация особой зоны специально занималась этими вопросами вместо компаний и к приходу резидентов согласовала многие из них.

Рассказывали, что участие дубненских компаний в недавнем Международном форуме по нанотехнологиям произвело настоящий фурор: от всех участников – по одному-два проекта, от Дубны – больше десятка сразу.

- В связи с этим замечу, что особая зона это еще и возможность для маленьких компаниям сделать пиар. Это возможность участия в выставках - за небольшие платежи, потому что мы многое делаем своими силами, в чем-то федеральное агентство  помогает, в чем-то акционерное общество «Особые экономические зоны», в чем-то город. Это возможность публикации в научно-технических сборниках, которые издаются в ОЭЗ или с участием ОЭЗ. Это возможность выступить на конференциях, которые мы проводим, и тех, что проходят с нашим участием. Это возможность быть представленным своими проектами у государственных заказчиков, которые приезжают в особую экономическую зону.
Вот в марте, как я сказал, приезжает руководство госкорпорации  «РОСНАНО». Зачем? Посмотреть наши проекты. Где они будут их смотреть? В зоне – они же не поедут по всем предприятиям.  Мы сделаем выставку, и всех, кто занимается нанотехнологиями,  приглашаем принять в ней участие. Они получат возможность непосредственного контакта с руководителями госкорпорации. Тому, кто заинтересован в поддержке, это интересно.
И еще особая зона это возможность научно-технической кооперации, возможность  с кем-то посоветоваться, у кого-то получить поддержку, у кого-то получить заказ. Начали мы формировать кластер нанотехнологий – создается в университете кафедра нанотехнологий. Под одну компанию не появится. Когда формируются потребности более общие, конечно, и образовательная компонента включается, тот же университет. Мы и дальше готовы работать под потребности компаний – в ОЭЗ они виднее.
Думаю, что через особую экономическую зону легче сохранять хорошие отношения с тем же Фондом Бортника – пожалуйста, будем помогать, продвигать заявки компаний, у нас стратегическая договоренность о том, что этот фонд будет оказывать приоритетное внимание нашим резидентам.   Соглашение об этом есть и с «РОСНАНО».
Пока далеко не все еще сделали, но в этому году появятся и элементы инновационной инфраструктуры: консалтинговая поддержка в инкубаторе,  услуги по вопросам патентоведения, интеллектуальной собственности.
Да, может быть, сегодня не время инвестиций. Но даже в этот неинвестиционный период что-то строится, кто-то имеет возможность развития. Для тех компаний, которые хотели бы построить собственные объекты в ОЭЗ, считаю, удается создать очень неплохие условия: за счет государства готовится вся инфраструктура, подводятся дороги, подводятся инженерные сети. Сейчас федеральное агентство,  опять-таки в интересах защиты инвесторов от кризисных явлений, приняло решение совсем не взимать плату за присоединение к сетям электроснабжения. До этого городская администрация приняла  аналогичное решение по отношению к резидентам ОЭЗ по сетям тепло-, водоснабжения, канализования.  Есть достаточно приличный задел по мощностям, в том числе по электроэнергии, которая считается дефицитом в Московском регионе. Мы можем достаточно быстро выдавать технические условия. В общем, имеются разные  возможности.
И я приглашаю компании посмотреть на эти возможности еще раз, приехать, переговорить. Увидеть себя здесь. Это не  вместо работы в кризис со своими заказчиками – с заказчиками все равно нужно работать. Но особая зона поможет сделать позиции для такой  работы гораздо более сильными.
 

смотрите также

показать больше статей