Минфину не дали "задрать" акцизы на алкоголь

Правительство отклонило предложение Минфина о резком повышении алкогольных акцизов.

01 Июля 2010 11:17:10

Правительство отклонило предложение Минфина о резком повышении алкогольных акцизов. Как пишут "Ведомости", пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков  мотивировав такое решение тем, что резкий рост цен мог бы привести к негативным социальным последствиям и увеличению доли контрафактной продукции.

Сценарий Минфина предусматривал увеличение в 2011 году ставки акциза на алкоголь крепостью выше 9% с 210 до 330 рублей за 1 л безводного этилового спирта, в 2012 году - до 490 рублей и в 2013 году - до 650 рублей. Минимальная розничная цена 0,5 л водки, по расчетам министерства, с нынешних 89 рублей должна была повыситься до 120, 160 и 200 рублей соответственно. Дополнительные доходы бюджета от роста акцизов в ближайшие три года составили бы 705,1 млрд рублей.

Если предложение Минфина будет принято, минимальная цена водки в следующем году вырастет с 89 до 150 руб., в 2010 г. — до 215 руб., а в 2013 г. — до 280, сообщил директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз.

Дешевая водка как национальная идея

Российские власти давно и не особенно эффективно борются с "зеленым змием". Ранее президент РФ Дмитрий Медведев предложил разливать пиво только в тару 0,33 л. Главный нарколог Минздравсоцразвития РФ Евгений Брюн заявил, что алкоголь нужно продавать с инструкцией по употреблению. "Наверное, нам надо обучать людей как пользоваться алкоголем, - подчеркнул чиновник. - Это должно происходить также как, например, происходит при продаже стиральной машины с инструкцией по применению. В стране необходимо создать централизованные магазины по продаже алкоголя и также в этих магазинах можно будет получить брошюру по применению алкоголя".

Конец 2009 года можно смело назвать началом эры борьбы с алкоголизмом. Кампанию возглавляет лично президент Дмитрий Медведев. "На каждого человека, включая грудных младенцев, приходится в год около 18 литров выпитого чистого алкоголя", - констатировал президент. Это в два с лишним раза больше, чем уровень, признанный Всемирной организацией здравоохранения опасным для жизни и здоровья человека.

По данным доклада Общественной палаты, на алкоголизм в России приходится 30% мужской смертности и 15% женской. Экономические потери от злоупотребления алкоголем эксперты ОП оценивают в 1,7 триллиона рублей в год. Среди причин алкогольных проблем в России называют круглосуточную, шаговую и ценовую доступность спиртных напитков.

Бороться с чрезмерным потреблением алкоголя авторы доклада предлагают за счет снижения его доступности: повышением акцизов на алкогольную продукцию, запретом продажи алкогольных напитков (включая пиво) утром, ночью и в выходные, ужесточением штрафов за продажу алкоголя несовершеннолетним и сокращением числа торговых точек, продающих алкоголь.

В августе в Сочи президент Дмитрий Медведев объявил о начале антиалкогольной кампании. В нее тут же включились чиновники и депутаты со своими инициативами. Как это ни странно, они стали бороться за трезвость на территории цивилизованного рынка. Но легально произведенный алкоголь - будь то слабоалкогольные коктейли, пиво или водка - и без того все меньше и меньше пользуется спросом у покупателей.

С 1 января 2010 года водка в России подорожала. "Минимальный порог" цены за поллитру 89 рублей. Это притом, что в провинции на прилавках до сих пор продается "беленькая" по весьма демократичным ценам – 40-50 рублей за 0,5 литра.

Напомним, что приказ Росалкогольрегулирования о введении минимальной цены на водку опубликован 16 октября в "Российской газете". Предполагается, что введение минимальной цены на водку позволит вытеснить с российского рынка нелегальную водку, которая стоит от 40 до 60 рублей. Росалкогольрегулирование пока не намерено вводить минимальные цены на коньяк, так как планирует "сначала посмотреть, как будет работать минимальная цена на водку".

Рынок алкогольной продукции всегда был для России неким фактором, определяющим экономику страны в целом. Не так давно власть и бизнес обсуждали насущную проблему - приоритеты государственной алкогольной политики нашей страны. А точнее. Что мы пьем и в каком количестве.

Как уточнил председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству в сфере оборота и производства этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции Вадим Дробиз "стране нужна культура потребления спиртного". Причины этого во многом чисто социальные. Отсюда и стремительно падение "культуры выпивать". Новый закон. По идее, должен приобщить наших забулдыг к элитным сортам "столового вина".

Сейчас по московским торговым сетям средняя цена водки составляет 120 рублей. Средний ценовой сегмент водки от 100 до 200 рублей - "Кедровица", "Путинка", "Зеленая Марка", "Старая Москва", подешевевшие "Журавли", "Немирофф", "Смирнов", "Парламент". Самая дешевая водка в Москве до недавнего времени была "Велес", средняя цена 65 рублей за 0,5. В основном, в столице пользуются популярностью водка класса "люкс" – "Beluga", "Русский Стандарт", "Кауфман" и т.д.

По данным Росстата, в 2009 году в магазинах страны было продано почти 200 миллионов декалитров водки. При этом объем производства данного напитка составил немногим более 120 миллионов декалитров. Еще 80 "легальных" миллионов декалитров оказались "паленкой".

Официально в России насчитывается более 300 производителей алкогольной продукции. Акцизных складов в десять раз больше. Нетрудно понять, что такое количество производственных и складских хозяйств затрудняет контроль за их деятельностью и позволяет использовать мошеннические схемы для занижения налогооблагаемой базы.

Одна из таких схем так называемая "коньячная". По ней якобы уже кем-то произведенный спиртной напиток разливался из цистерн в бутылки. В последнее время появилась новая схема "спиртосодержащая". Все началось с того, что Минсельхоз РФ и Федеральное агентство по сельскому хозяйству ряду организаций утвердило новые техусловия на производство водки с использованием спиртованных настоев, а также на производство самих настоев, при которых можно было использовать до 60% спиртосодержащей продукции.

Поясним: для того, чтобы производить спиртосодержащую продукцию, нужно получить квоты на закупку спирта. Квот нет, спирта нет. Понятно, что когда существует квотирование, Минсельхоз диктует у кого купить спирт. А когда избыток мощностей, это означает, что конкурировать будут взятки.

Для производителей спирта это был удар ниже пояса. Наступил момент перепроизводства спирта в стране. Теперь представим, что из этого вышло. Есть заводы, которые все жизнь выпускали только спирт. На Кавказе есть места, где спиртзавод-градообразующее предприятие. Завод встанет, весь городок выйдет на улицу. И такой случай был, когда вдруг решили, что весь "левак" идет с завода гидролизного спирта. Его закрыли, жителей лишили зарплаты. Монополия старых производителей была нарушена: на рынок влезли новички. Какой-нибудь завод "оборонки" мог получить квоту и разливать водку. Так по стране стал разгуливать неучтенный разбавленный спирт. Но при этом кто-то покупал спирт с акцизом 19 рублей, а кто-то должен был покупать с акцизом 119 рублей. В бюджет не поступало ни копейки. Эксперты из Счетной палаты утверждают: "Несмотря на все усилия властей привлечь к ответственности недобросовестных предпринимателей по прежнему не удается, а "паленые схемы" процветают и по сей день".

смотрите также

показать больше статей