Россия официально вступила в ВТО

Протокол о присоединении России к ВТО вступил в силу 22 августа. Однако еще как минимум до 2013 года свободной торговле между Россией и США будет мешать так называемая поправка Джексона – Веника.

22 Августа 2012 15:14:07

Протокол о присоединении России к ВТО вступил в силу 22 августа. Однако еще как минимум до 2013 года свободной торговле между Россией и США будет мешать так называемая поправка Джексона – Веника.

Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вступает в силу в среду, 22 августа. Как сообщает МИД РФ, Россия становится 156-м членом ВТО. Документ был подписан в Женеве 16 декабря 2011 года. Министры стран – членов ВТО одобрили вступление России в эту организацию после 18 лет переговоров.

Правда, в торговле между Россией и США пока не будут действовать нормы и принципы ВТО – до отмены так называемой поправки Джексона – Веника, которую конгресс США не успел отменить.

Отмена США дискриминационной поправки Джексона-Вэника откладывается на неопределенный срок из-за противоречий вокруг "списка Магнитского". К обсуждению поправки законодатели могут вернуться только в 2013 году, после инаугурации президента США.

Вынести законопроект, отменяющий действие поправки Джексона-Веника, на общее голосование в Конгрессе помешала разница в подходе законодателей к "закону Магнитского", который они решили принять одновременно с отменой поправки. Версия, утвержденная нижней палатой, предусматривает введение визовых санкций и арест имущества только коррумпированных чиновников РФ. Сенатский законопроект предполагает привлечение к ответственности за нарушения прав человека и представителей других стран.

В администрации Обамы не раз заверяли, что придают огромное значение отмене поправки Джексона-Вэника. Но там также отчетливо осознают, что одновременное принятие "закона Магнитского" неизбежно приведет к обострению отношений с Москвой.

Сбылась мечта идиота?

Для российских неолибералов вопрос о членстве в ВТО, как и об ограниченном суверенитете России, выглядит крайне просто. Если Россия претендует быть активным участником экономической глобализации, тогда мы должны войти куда угодно. Хоть в Парижский клуб, хоть в ВТО, причем любой ценой. Экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин ранее торжественно заявил: "Россия должна занять свою нишу в международном разделении труда и выйти на зарубежные рынки. А доступ к ним возможен только по общим правилам, которые мы принимаем, вступая в ВТО". Однако, как всякий процесс, глобализация имеет две стороны. По точному замечанию Константина Крылова, следует говорить "не об "объективном процессе" глобализации, но, напротив, о глобализаторах, которые сами не глобализуются, и глобализуемых, которых глобализуют разнообразными способами".

Уже в ходе переговоров по ВТО России дали четко понять, где ее место. И оно оказалось не у стола победителей — "глобализаторов" — сильных мира сего, которые разрабатывают правила мировой торговли и управляют процессом в своих интересах. По умолчанию Россию сразу отнесли к категории "глобализуемых" — всех остальных, покорно играющих по предложенным правилам: списывающих по команде "сверху" долги и принимающих заведомо невыгодные предложения, от которых нельзя отказаться. Давайте прикинем, что даст России "вожделенное" ВТО? И что же хотят от нас взамен глобализаторы?

Говорят, что вступление в ВТО позволит оградить наших экспортеров сырья от всякого рода санкций. Но конкретные потери от антидемпинговых расследований на фоне российского экспорта, составляющего 200 млрд. долларов в год, выглядят не особенно внушительно. Сам Минэкономразвития оценивает их максимально в 4 млрд. долларов. Но даже, если Россия войдет в ВТО, наш экспорт все равно ожидает около 2,5 млрд. долларов "неустранимых" потерь. Вот только незадача: все обязательства по ВТО наша страна должна выполнить немедленно, а все возможные выигрыши, довольно туманные сами по себе, для России отнесены на далекие сроки.

Например, взамен на вступление от России сразу же потребовали, чтобы тарифы на электричество и другие энергоресурсы в холодной стране приблизились к мировым. Кстати, в протоколе, уже подписанном РФ с Евросоюзом, содержится точный график повышения тарифов для внутрироссийских потребителей газа. Согласованной целью этого секретного протокола является "удвоение" к 2015 году. Но не обещанного виртуального ВВП, а вполне реальной отпускной цены на газ. Понятно, что вступление в ВТО необычайно выгодно для возлюбленных властью газовиков, но не для всех нас.

Что касается возможной прибыли: то тут все вполне объяснимо. При вступлении в ВТО в Россию придут новые международные корпорации, чьи прибыли будут уходить прямиком на Запад.

Расчеты Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН подтверждают, что от вступления в ВТО Россия не получит ощутимой выгоды. Напротив, наша страна будет терять 1% ВВП. Даже эксперты Всемирного банка предупреждают, что "прямые иностранные инвестиции, вероятно, могут повлечь спад производства в компаниях, находящихся в собственности россиян".

МЭР также скромно умалчивает о массовой безработице, которая с неизбежностью грядет при вступлении в ВТО. На прошедшем недавно в Санкт-Петербурге экономическом форуме руководители предприятий предупреждали, что вступление в ВТО может привести к более чем 50%-ному сокращению рабочих мест в стране. Сами эксперты Всемирного банка лишь робко надеются, что "опека российского государства поможет безработным дожить до того дня, когда они смогут начать пожинать плоды от вступления России в ВТО". Однако недавняя монетизация льгот показала, что при существующей "опеке государства" шансы выжить у нас минимальны.

Самый тяжелый удар придется на сельское хозяйство и пищевую промышленность. Будучи членом ВТО, Россия уже не сможет ограничивать приток в страну иностранной продукции. Ученые Российской академии сельскохозяйственных наук подсчитали, что после вступления в ВТО только российский агропром будет терять по несколько миллиардов долларов ежегодно. В качестве примера можно привести недавнее соглашение по мясным квотам, продавленное чуть ли не лично президентом США. Или напомнить историю с тарифами на сахар, который завозился до определенного времени в страну свободно. И это почти погубило все сахарные заводы и российское свекловодство в нашем Черноземье.

Но российский агропром — это не только число поголовья скота; не только статистическая урожайность или яйценоскость. Товарное сельское хозяйство — это образ жизни для трети наших сограждан. Его крах лишает тружеников агропрома не просто пожизненной занятости и привычного уклада. Для населения села и мелких городов исчезает сам смысл их жизни. А это окончательно подрывает социальную стабильность, да и сам генофонд страны, поскольку основной демографический потенциал русских сегодня сосредоточен именно здесь.

Это обстоятельство прекрасно понимают наши партнеры, которые настойчиво требуют от России снизить уровень поддержки российского сельского хозяйства.

Похоже, что при вступлении в ВТО связность самой России вскоре будет поставлена под угрозу. Иностранцы продавливают обвальный рост транспортных тарифов в России, протянувшейся на десять часовых поясов. Кроме того, существующая большая неравномерность экономики России по регионам только радикально усилится. В России есть регионы-доноры: это богатые сырьем территории, на которых негативно не отразится вступление в ВТО. Но есть немало экономически слаборазвитых регионов, которые не смогут выдержать натиска конкуренции. Поток импортных товаров попросту остановит новые производства, которые сегодня только начинают разворачиваться с нуля — все эти новые заводы и фабрики в большинстве регионов страны.

Даже для крупных городов, таких, как Санкт-Петербург и Москва, последствия вступления в ВТО будут гораздо значительными, чем сегодня принято говорить с высоких трибун. Особенно это касается развитого в обеих столицах банковского сектора и сферы услуг. В ходе переговоров Запад настаивает на резком открытии российского рынка финансовых и страховых услуг.

Экономист Альберт Нишулин считает, что после вступления в ВТО Россия повторит печальный опыт стран Прибалтики и Восточной Европы. Там национальные банки оказались быстро вытеснены иностранными коллегами. Известно, что капитализация одной Citigroup (той самой, что организовала встречу мировой бизнес-элиты с Путиным в Константиновском дворце), в два раза выше, чем у всех российских банков.

А вот Аркадий Дворкович ранее отметил, что в экономике надо "придерживаться традиций" и следует ориентироваться на те отрасли, которые уже достигли успехов. По его оценке, на ближайшие 10 лет приоритетами России станут экспорт сырьевых ресурсов, коммуникации, в том числе транспорт и связь. В переводе с бюрократического на русский это означает, что другие отрасли неизбежно "вымрут". Кто же выиграет от такого почти кавалерийского вступления в ВТО? Сами правительственные эксперты считают, что кроме добытчиков нефти и газа, чьи доходы резко вырастут за счет внутренних тарифов, в барыше окажутся только металлурги и химики. Все это лишь только подтверждает вывод, цена поспешного решения "верхов" весьма высока — это постепенная утрата энергополитического суверенитета России и консервация сырьевой модели "мировой кочегарки", а затем нарастающая фрагментация страны. 

смотрите также

показать больше статей