Небо в алмазах для "Нафта Москва"

Среди последних приобретений миллиардера Сулеймана Керимова есть акции компании АЛРОСА – российского алмазного монополиста. Чем заинтересовал бизнес-империю Керимова алмазный рынок, где новички появляются довольно редко?

04 Апреля 2012 13:32:06

Оживленное обсуждение прессой источников состояния первого вице-премьера российского правительства Игоря Шувалова, вызвало новую волну интереса к планам Сулеймана Керимова – бизнесмена, связанного деловыми и дружескими отношениями, как с самим Шуваловым, так и с Аркадием Дворковичем — наиболее вероятными кандидатами на ключевые позиции в правительстве Дмитрия Медведева.  Совершенно очевидно, что молодая и агрессивная бизнес-империя Керимова может достичь впечатляющих успехов в деле приватизации госкомпаний, которая должна стать основным макроэкономическим трендом нового правительства. Спектр интересов Керимова весьма широк – от золота и калийных удобрений до крупных строительных проектов.

Возможно, по осторожным шагам в приобретении новых активов, предпринимаемым Керимовым в последнее время, можно судить о направлениях экспансии, которая будет развернута, в случае, если ожидаемые назначения дружественных ему политиков состоятся. Среди последних приобретений Керимова, наряду с долями в Eurasia Tower и «Ростелекоме», есть и акции компании АЛРОСА – российского алмазного монополиста.  Алмазы довольно экзотический бизнес, тесный мирок, где все участники хорошо друг друга знают, где репутация значит много, и новички появляются редко. О том, чем заинтересовал бизнес-империю Керимова алмазный рынок, мы решили поговорить с инвестиционным консультантом «Нафта Москва (Кипр) Ltd» Эндрю Цениным (Andrew Tsenin).

 
- Эндрю, в информационной кампании по дискредитации Игоря Шувалова имя вашего патрона присутствует постоянно, может быть, он тоже является мишенью этой атаки?
 
-  Полагаю, что это так. Насколько я знаю, взгляды господ Шувалова и Керимова на перспективу развития российской экономики совпадают. И они существенно расходятся с взглядами сторонников сохранения архаичных, плохо управляемых госкомпаний. Это противоречие и является причиной той маленькой газетной бури, которую мы сегодня наблюдаем.
 
- Имеет ли, на ваш взгляд, эта кампания какую-нибудь перспективу?
 
- Думаю, что ни малейшей.  Никаких фактов нарушения ни российского, ни международного законодательства эти публикации не содержат.  Напротив, господин Шувалов продемонстрировал исключительную для российского администратора транспарентность и для подозрений в коррупции, очевидно, нет никаких оснований.
 
- Ощущает ли «Нафта Москва (Кипр) Ltd» какие-либо негативные последствия этой информационной кампании?
 
- Нет, во всяком случае, мне о них не известно. Бизнес господина Керимова прозрачен, due diligence его компаний проводил Morgan Stanley, и доверие партнеров, в число которых входят крупнейшие банки мира, не может быть поколеблено людьми, мотивы которых понятны и легко объяснимы текущей российской политической конъюнктурой.
 
- Чем вызван интерес «Нафта Москва» к алмазному бизнесу? Имеете ли вы лично опыт работы в алмазном бизнесе?
 
- Интерес возник после приобретения доли в Royal Bank of Scotland, который в свою очередь является акционером ABN Amro. ABN Amro – это банк, исторически связанный с алмазным бизнесом, крупнейший кредитор алмазных дилеров и гранильных компаний.  Я сам не работал непосредственно в алмазном бизнесе, но как менеджер Royal Bank of Scotland принимал участие в разработке инвестиционной стратегии, связанной с использованием потенциала ABN Amro. Сегодня алмазный рынок для нас прозрачен с точки зрения его финансовых механизмов, это главное.
 
- «Нафта Москва» является миноритарным акционером АЛРОСА, вы собираетесь наращивать пакет?
 
- Разумеется. В сложившихся условиях для нас обладание пакетом в 1% бессмысленно. При тех схемах управления, которые применяются в АЛРОСА сегодня, компания не имеет серьезных перспектив, и как портфельная инвестиция нас не интересует. Мы разработали программу модернизации, но для ее осуществления необходим контрольный пакет.
 
- Алмазный бизнес всегда был достаточно закрытым, насколько АЛРОСА прозрачна и понятна для вас?
 
- Как я уже упоминал, нас консультирует ABN Amro, поэтому мы хорошо представляем себе основную клиентуру АЛРОСА. Что же касается инсайдерской информации, недавно с нами стал работать один из бывших топ-менеджеров АЛРОСА, владеющий всеми деталями финансового механизма.
 
- Как вы относитесь к схеме приватизации (7% акций от РФ + 7% акция от Якутии), предложенной наблюдательным советом АЛРОСА?
 
- Эта пропорция объясняется просто: 14% из госпакета, плюс те акции, которые сегодня находятся в свободном обращении, не составляют блокирующего пакета.  То есть такая приватизация не дает возможности появления собственника, способного навязать стратегические изменения.  Независимо от того, будут ли эти акции скуплены кем-то одним, или станут достоянием многих, компания будет управляться по-прежнему крайне неэффективно.  Серьезного инвестора это не может устраивать.
 
- А в чем вы видите неэффективность?
 
- Проблема в самом составе акционеров, в их групповых интересах, и в объективных противоречиях между ними. Если федеральный акционер действовал до недавнего времени в интересах определенной властной группировки, то якутский, судя по всему, просто рассматривает АЛРОСА как объект карго-культа.  Когда я читаю о поражающих воображение инвестициях в газовые активы, изначально сулящие не прибыль, а запредельные долги, или о том, что компания обязана выплачивать полмиллиарда в год в какие-то «фонды будущих поколений», абсолютно непрозрачные, с неясным бенефициаром, я испытываю шок.  Такого нет даже в Сомали. Я глубоко убежден, что только полная приватизация АЛРОСА способна придать ей импульс развития.  А с таким составом акционеров, как сейчас, компания неинтересна. Да, алмазный рынок может стать дефицитным, цены на алмазы могут расти и даже довольно бурно расти. Это так. Но между ростом цен на алмазы и ростом котировок акций АЛРОСА стоит барьер в виде крайне неэффективного управления. И если приватизация пройдет по предлагаемой наблюдательным советом схеме, инвесторов, скорее всего, ждет горькое разочарование
.
- А как вы видите возможную модернизацию АЛРОСА?
 
- АЛРОСА – это холдинг, состоящий из активов, инвестиционная привлекательность которых существенно различается.  Это обстоятельство должно лечь в основу структурной реорганизации. Наиболее привлекательные добывающие активы, например ОАО «АЛРОСА-Нюрба», ОАО «Алмазы Анабара», подземный рудник «Мир» и некоторые другие должны быть собраны в одну компанию, которую надо выводить на LSE. Все низкорентабельные добывающие активы должны быть проданы. От непрофильных активов нужно полностью избавиться.  А также ликвидировать все это печальное советское наследие – так называемую социальную нагрузку. Взаимоотношения с местными властями должны быть ограничены исключительно налоговым законодательством.
 
- Но от АЛРОСА зависит жизнь нескольких моногородов…
 
- Что-то я не слышал о моногородах в ЮАР или Ботсване.  Современный рудник – это исключительно вахтовый метод. Да и Якутия – не самое лучшее место для жизни. Надо дать возможность людям, не занятым в компании, выехать в места с более благоприятным климатом и развитым рынком труда. Я знаю, такая программа действует в АЛРОСА сейчас, но, как и все остальные она выполняется медленно и неэффективно.  А действовать в этом направлении нужно решительно и быстро. Лучше один раз инвестировать в массовое переселение, чем бесконечно тащить на себе эти города – финансовые «черные дыры».
 
- Ваша позиция достаточно радикальна и может не встретить понимания у руководства Якутии…
 
-  Мы работаем с Якутией достаточно давно, здесь успешно развиваются проекты «Полюс – Золото»,  и я имею основания утверждать, что в руководстве этого региона есть люди, разделяющие наши взгляды. К тому же мы не предлагаем ничего сверх ординарного. Крупные частные компании, например, «Сургутнефтегаз» или «Мечел», работающие в Якутии, насколько мне известно, придерживаются аналогичной стратегии. К тому же руководство имеет свойство меняться. И то, что не воспринимается людьми, основывающими загадочные фонды от лица «будущих поколений», вполне адекватно понимается добросовестными администраторами, заинтересованными в настоящем развитии региона.
 
- Насколько велика вероятность полной приватизации АЛРОСА и когда это может произойти?
 
- Вполне возможно, что принципиальное решение будет принято российским правительством осенью этого года.
 
Беседовал Тенгиз Шакиров
 
Справка
 
Эндрю Ценин (Andrew Tsenin), родился в 1980 году. Выпускник Колумбийского университета (США) и Лондонской Школы Бизнеса (управление корпоративными финансами). Работал в Royal Bank of Scotland, в настоящее время консультант «Нафта Москва (Кипр) Ltd».
«Нафта Москва (Кипр) Ltd» — оффшорная управляющая компания инвестиционного холдинга «Нафта Москва», владеющего акциями «Ростелекома», ГК «ПИК», «Полюс-Золото», АЛРОСА и других компаний.
 
Источник: Kremlin Tower

смотрите также

показать больше статей