Добрый человек

Среди российских политиков исключительно добрые люди с широтой души неимоверной, готовые поделиться с ближним любым добром, которое попадается им под руку. К их числу принадлежит вице-спикер Совета Федерации Вячеслав Штыров.

26 Марта 2012 09:29:42

Среди российских политиков есть жадные, есть злые, говорят, есть даже туповатые, но есть и исключительно добрые люди с широтой души неимоверной, готовые поделиться с ближним любым добром, которое попадается им под руку. К их числу принадлежит вице-спикер Совета Федерации Вячеслав Штыров.

Вот, например, алмазы. С момента создания компании «Алмазы России – Саха» в 1992 году, Якутия, которой принадлежало 40% акций, пользовалась всеми преимуществами мажоритарного акционера и, по сути, контролировала компанию. Установление контроля над добычей алмазов составило для федеральных чиновников очень сложную задачу. Дело дошло до ареста 10% акций и конфликта, когда "Росимущество" подало в Высший арбитражный суд иск с требованием оспорить договор о передаче Якутии алмазного комплекса от 1992 года. Позиции Якутии считались незыблемыми, однако в январе 2006 года Вячеслав Штыров (тогда – президент Якутии) вдруг уступил федеральному центру, отдав 50% плюс одна акция АЛРОСА в обмен на обещание 9 млрд. рублей "компенсационных" выплат в год, а также поддержку кандидатуры в процедуре переназначения. В сущности, это было предательством населения республики, которое его выбрало президентом. "Федерализация" АЛРОСА открыло путь для распродажи и других алмазных активов.

В одно время с переназначением Вячеслава Штырова в ноябре 2006 года состоялась продажа 49% акций ОАО "Алмазы Анабара". Это была многопрофильная компания, которая, несмотря на название, занималась также добычей золота и переработкой леса. В 2006 году, перед продажей, выручка ОАО «Алмазы Анабара» от добычи алмазов составила 2,2 млрд. рублей, а чистая прибыль – 524,7 млн. рублей. По добыче золота, переработки древесины выручка в 2006 году составила дополнительно 1,02 млрд. рублей. По всем меркам процветающее предприятие, которое одно было в состоянии покрыть половину бюджетного дефицита республики. Итак, в результате "федерализации" АЛРОСА республика потеряла контроль над алмазной промышленностью и доходами от него. Якутия лишилась гарантийного фонда развития.
 
Не менее щедро обошелся Вячеслав Штыров с якутскими нефтью и газом. ННГК "Саханефтегаз" имела весьма неплохую добывающую и производственную базу, владея пакетами акций добывающийх предприятий - ОАО "Якутгазпром", ОАО "Ленанефтегаз", ЗАО "Иреляхнефть"; перерабатывающих предприятий - ОАО "Тасс-Юрянефть", завод по переработке газоконденсата пос. Кысыл-Сыр, нефтеперерабатывающий завод  в Витиме, а также собственными геологоразведочными и сбытовыми предприятиями. Запасы оцениваются в 1 трлн. куб.м. газа и 180 млн. тонн нефти. В 2001 году компания добыла 360 тысяч тонн нефти и 1,6 млрд. куб.м газа. Уже открытые газовые месторождения могли обеспечить годовую добычу в размере 30 млрд. куб.м. газа.
 
"Саханефтегаз" могла легко войти на емкий рынок нефтепродуктов и сжиженного газа в Северо-Восточной Азии, поскольку остальные российские нефтяные компании не обладают такими возможностями до сих пор. Компания могла экспортировать газ по трубопроводам, а нефть можно было вывозить как по Северному морскому пути, так и через нефтепровод к портам на побережье Охотского моря. В программе развития компании еще в конце 1990-х годов значились масштабные проекты: газопроводы "Восток" (экспорт в Японию) и "Саха-Газ" (экспорт в Южную Корею). Предусматривалось развитие Талаканского нефтяного месторождения, строительство сети нефтепроводов и создание НПЗ в Ленске мощностью 1 млн. тонн нефти в год. Предусматривалось строительство газоперерабатывающего завода в Якутске мощностью 400 тысяч тонн в год.
 
Собственное углеводородное сырье, собственное топливо, собственный экспорт нефти и газа быстро превратили бы РСЯ в процветающий регион, очень привлекательный для жизни и бизнеса. Как и алмазы, доходы от нефтяного и газового экспорта также позволили бы республике быстро и динамично развиваться. Быстрое развитие "Саханефтегаза" позволило бы создать плацдарм для освоения других нефтегазовых месторождений и условия для бурного развития отрасли.

Однако, этим планам и перспективам не суждено было сбыться. Пакет акций "Саханефтегаз" был передан в доверительное управление компании "АЛРОСА" в 1998 году. В 2001 году 50,38% акций компании, АЛРОСА, которую тогда возглавлял Вячеслав Штыров, продала за 50 млн. долларов НК ЮКОС, которая приобрела контроль над якутской компанией для получения права на разработку Талаканского месторождения.
 
Сотрудничество с НК ЮКОС ввергло компанию в кризисную ситуацию. Получение лицензии на Талаканское месторождение не удалось, "Саханефтегаз" накопила в 2002-2003 годах задолженность перед НК ЮКОС и БИН-банком в размере 3,2 млрд. рублей. В 2007 году задолженность выросла до 6,5 млрд. рублей. Добыча в 2006 году упала до 1,4 млрд. куб.м. газа и 242 тысяч тонн нефти.
 
В ноябре 2005 года пакет акций перешел БИН-банку за 6 млн. долларов. Уже в феврале 2006 года АЛРОСА завершила сделку по приобретению 53% акций "Саханефтегаза". С начала 2006 года продолжалась травля бывшего президента компании Афанасия Максимова, которого Штыров по доброте своей все же смог пристроить на нары в этом году.
 
Штыров продажей акций "Саханефтегаза" НК ЮКОС и последующим кризисом компании нанес колоссальный урон и Якутии (лишившейся на 20-30 лет как минимум перспектив развития собственной нефтегазовой промышленности), так и России (которая утратила возможности быстрого развития нефтегазовой отрасли на Дальнем Востоке).

Еще одним богатством якутских недр является уголь, конечно, наш добряк не мог не посмотреть и на него. В 2005 году блокирующий пакет ОАО «Якутуголь» был продан за 11,58 млрд. рублей (411 млн. долларов), которые достались ОАО "Мечел". Уже в феврале 2006 года "Мечел" предложил объединить активы "Якутскугля" и "Эльгауголь", что тут же нашло поддержку Вячеслава Штырова.
 
75% минус одна акция акций «Якутугля» и 68,86% акций ОАО «Эльгауголь» были проданы в октябре 2007 года за 58,196 млрд. рублей (2,33 млрд. долларов), компании "Мечел-Инвест". Условием конкурса было поставлено строительство железной дороги Улак-Эльга протяженностью 300 км. Теперь якутский уголь не принадлежит республике, и объединен в руках одной компании, которая стала монополистом.
 
Как монополист, "Мечел" уже стал распоряжаться якутским углем по своему усмотрению. Сразу же был отменен план "Якутугля" по строительству шахты "Холодниканская" Нерюнгринского месторождения. Руководство "Мечел" решило, что лучше добывать уголь открытым способом. "Мечел" уже в конце 2007 года повысил цену на уголь для нужд Якутии с 593 до 947 рублей за тонну, при этом компания стала поставлять в Алдан некачественное топливо, смешанное с пустой породой. В добавление к этому было запланировано сокращение на 1000 человек персонала "Якутугля" – своеобразное понимание социальной ответственности бизнеса.

Ну и конечно, золото! Основные золотодобывающие активы республики  стоимостью свыше 1,2 миллиардов долларов (запасы золота – 1150 тонн золота) в 2003 году были переданы Штыровым на безвозмездной основе Инвестиционной группе «АЛРОСА», потом ИГ «АЛРОСА» перепродала в 2005 году все эти активы «Полюс - Золото» (мажоритарный акционер Сулейман Керимов) за 285 миллионов долларов, из них республике ничего не досталось.

Щедрость в итоге привела Вячеслава Штырова в кресло вице-спикера Совета Федерации. И можно надеяться, что это не венец его карьеры и возможность делать подарки ему будет предоставлена вновь. Но не пора республике подумать, а нужны ли нам такие добрые люди?

Илья Тетерин, 
Якутск

смотрите также

показать больше статей