Россия как родина интеллектуальных пиратов

В современном мире, где на первый план выдвигается экономика знаний, проблема защиты интеллектуальной собственности становится одной из самых актуальных, считает Президент Дмитрий Медведев.

24 Мая 2011 15:12:14
автор: Федор Лобер
Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Об этом глава государства заявил, открывая заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.
 
"Я подписал указ о создании Федеральной службы по интеллектуальной собственности, которой передаются полномочия от Роспатента и ФАПРИДа (Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения)", - сказал Медведев. Президент России надеется, что после реорганизации этих служб работа в правительстве по этому направлению "будет более осмысленной".
 
В связи с постоянными нарушениями прав американских владельцев интеллектуальной собственности на российском рынке администрация США включила Россию в список «приоритетно наблюдаемых стран», что влечет за собой угрозу применения экономических санкций. Международная комиссия по интеллектуальной собственности (США) подготовила специальный отчет, где России был практически предъявлен ультиматум, суть которого сводится к тому, что если Москва в ближайшее время не предпримет решительных шагов по борьбе с пиратством, то правительство Америки прекратит распространять на нашу страну любые льготы по беспошлинной торговле. При этом американцы оценивают свои российские потери, связанные с авторским правом, в сумму более чем 7 млрд долл. за последние 8 лет.
 
Другие международные организации также обеспокоены ситуацией в России. На кону гигантские ставки. Сегодня рынок интеллектуальной собственности (ИС) на 80% контролируется тремя странами – США, Германией и Японией. Оставшаяся квота принадлежит примерно 15 развитым государствам Европы и Азии. О том, сколько сегодня стоит интеллектуальная собственность, дают представление следующие данные. Бренд компании Соcа-Соlа в настоящий момент оценивается в 70 млрд долл., Мicrosoft стоит 65 млрд долл., IBM – 52,7 млрд долл., GE - 42 млрд долл., Nokia – 35 млрд долл., Ford – 30 млрд долл., Macdonald,s – 25 млрд долл. Следует подчеркнуть, что речь идет не об активах, а только об имени компании.
 
В то же время в список 100 самых дорогих мировых брендов ни одна российская компания не попадает. Нижний предел капитализации компании из «бренд-элиты» должен быть не меньше 1 млрд долл. Самый же дорогой российский бренд у «Газпрома», он стоит примерно 350 млн долл. Учитывая реальные активы, которыми обладает газовый монополист, становится ясно, как сильно занижена стоимость наших предприятий на мировых финансовых рынках.
 
И это закономерно, если принять в расчет современные отечественные реалии. Стоимость интеллектуального капитала в США составила 86%, а финансового и материального – 14%. В России картина не просто обратная, а на порядок хуже обратной. По официальным данным, ИС составляет менее 1% от общей стоимости отечественных активов. Так, по отчетам таких крупных компаний, как ЛУКОЙЛ, «Мосэнерго», РАО «ЕЭС», стоимость нематериальных активов у них составила менее 0,01%. А, например, у компании «Кока-Кола» она равна 94%.
 
В современном мире научные и технологические исследования производятся не только с целью дальнейшего развития цивилизации – они являются объектами коммерческих отношений. А чтобы это случилось, они должны облечься в форму интеллектуальной собственности.
 
Что касается России, то она оказалась на 13-м месте. А вот Китай переместился на 8-е. Он сейчас ведет крайне активную политику в вопросах патентования как внутри страны, так и за рубежом. Так, по числу национальных патентов Китай занял одну из ведущих позиций в мире, а по зарегистрированным товарным знакам опередил всех. Это говорит о том, что на мировом рынке ИС появился очень сильный конкурент.
В силу того, что стоимость разработок неуклонно повышается, бизнес отвечает на этот вызов усилением сотрудничества между странами и компаниями. Растет число совместных патентов – это позволяет получать дополнительную ренту от использования ИС.
 
Присоединение к ВТО накладывает на Россию обязательство вести наблюдение за соблюдением прав на ИС. А для этого должны быть специальные организации, наделенные соответствующими полномочиями и функциями. Однако, по мнению Владимира Исакова, в ходе проведения административной реформы категория ИС затерялась в нашем бюрократическом лабиринте и не попала в сферу действия ни одного федерального органа. Можно лишь говорить о том, что эти обязанности частично закреплены за Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, но она не покрывает их полного объема. 
 
Выигрывая в малом, мы проигрываем в большом и если не научимся защищать интеллектуальную собственность, то потеряем значительную часть интеллектуального потенциала нации.
 
Федор Лобер

 

смотрите также

показать больше статей