Энергетика в ожидании ВТО

Сегодня во вступление России в ВТО никто не верит. Наоборот, считают, что Россия и ВТО совместимы так же, как коммунизм и капитализм. Однако есть отрасли, которые выиграют от введения правил игры ВТО. В первую очередь – электроэнергетика.

21 Февраля 2011 17:31:56
автор: Антон Павлов
Сегодня заявлениям чиновников о скором вступлении России в ВТО никто не верит. Наоборот, в  сознании обывателя давно уже окрепло убеждение, что Россия и ВТО совместимы так же, как коммунизм и капитализм.  Однако есть отрасли отечественной экономики, которые, безусловно, выиграют от введения правил игры ВТО. В первую очередь – электроэнергетика.
 
Более того, для данного сектора экономики вступление в ВТО  - это вопрос выживания и дальнейшего развития. Только вступление в ВТО способно привлечь в отрасль западные инвестиции и закрыть проблему катастрофического износа энергетической инфраструктуры.  ВТОСвоих финансов России пока хватает только для латания дыр – это  доказала авария на Саяно-Шушенской ГЭС.  Стоит также отметить, что рынок электроэнергетики в значительной мере либерализован, времена монополии РАО ЕЭС уже ушли в прошлое.
 
Между тем электроэнергетика по-прежнему остается заложницей энергетического сектора в целом, где доминируют нефть и газ.  Именно здесь, как говорится, коса находит на камень. Запад требует от РФ лишить «Газпром»  монополии на поставку и торговлю  углеводородными энергоносителями, разрешить прокладку частных трубопроводов и довести уровень внутренних цен на газ до мировых. Такой сценарий совершенно не устраивает Москву – вопросы рыночной экономики мгновенно уходят на второй план, когда затрагиваются политические интересы государства.
 
Если брать только энергетический сектор, то претензии Запада заключаются в следующем  - двойное ценообразование в области энергетики является неприемлемым для ВТО.  Внутренние российские цены на энергоносители существенно ниже цен ЕС и США. Западные эксперты подсчитали, что соотношение мировых и российских цен на газ составляет шесть к одному, на электроэнергию – пять к одному, на нефть – четыре к одному. Это дает огромное преимущество российским производителям и, конечно, не соответствует принципам ВТО. Остается только гадать, почему многолетнее преимущество отечественных компаний не привело к экономическому прорыву России... 
 
Тарифы и субсидии
 
Действительно, присутствие государственного регулятора постоянно дает о себе знать. На прошлой неделе премьер-министр РФ Владимир Путин выразил обеспокоенность быстрым ростом тарифов на электроэнергию в начале 2011 года. «Рост цен для конечных потребителей не должен превышать 15%, - отметил Путин. - Однако по информации, которая поступает из регионов, рост гораздо более высокий. В Астраханской области цены выросли более чем на 46%, в Омской, Саратовской и Курской более чем на 30%. Меня это очень беспокоит». В свою очередь вице-премьер Игорь Сечин заявил, что правительство может принять меры для сдерживания цен в регионах: «В этом году мы предлагаем не применять индексацию к оплате за мощность на уровень инфляции. Мы никогда не говорили, что это наше обязательство. Отказ от такой индексации даст нам 12 млрд руб».  
 
Противоречат ли подобные заявления российских чиновников логике ВТО? «Со стороны государства ведется довольно тонкая игра, - отмечает  гендиректор ОАО «Энергосбытовая компания Московской области» (ЭСКМО) Дмитрий Готлиб. – С одной стороны требования ВТО соблюдается и формально никто не устанавливает сверху планку. С другой стороны, никто не отменяет права регионов на самостоятельное установление тарифов. Недавно министр энергетики Сергей Шматко объявил, что вступление в ВТО не приведет к скачку цен электроэнергию, поскольку на рынке существует реальная конкуренция». 
 
По всей видимости, достигнут некоторый компромисс и в вопросе так называемого перекрестного субсидирования, когда часть предприятий вынуждена оплачивать ЖКХ услуги для населения и ряда других «социальных» потребителей.  Согласно планам правительства, уход от перекрестного субсидирования должен  завершиться к 1 января 2012 года. Свое стремление ликвидировать «перекрестку» Россия продемонстрировала в ходе «посткризисного» саммита G20 в Питтсбурге, пообещав западным партнерам в рамках присоединения к ВТО «рационализировать и сократить» в среднесрочной перспективе неэффективные субсидии на ископаемые виды топлива.
 
Бочка дегтя
 
Сегодня, перефразируя классика, пациент скорее жив, чем мертв. Как предположил помощник президента РФ Аркадий Дворкович, у России «есть все шансы» для того, чтобы вступить в ВТО в 2011 году. Риторика правительственных чиновников изменилась кардинально. Если в 2003 году директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков заявлял, что в области энергетики «у нас есть естественное конкурентное преимущество и лишаться его из-за ВТО просто неразумно», то сегодня в правительстве отмечают, что  Россия сама заинтересована в реформировании энергетического сектора и рассматривает этот вопрос как часть эволюции мировой энергетики. 
 
Однако «подводные камни» на пути в ВТО никуда не делись. Как недавно признал президент РФ Дмитрий Медведев, низкая энергоэффективность станет серьезной проблемой при вступлении России в ВТО. Выгода от вхождения в мировую экономику будет перекрыта неконкурентоспособностью российской продукции на внешнем рынке -  высокое потребление энергии на единицу продукции делает ее слишком дорогой. «Ситуация удручающая, энергоемкость ВВП в России в разы превышает показатель развитых стран, а потери в теплоснабжении - более 50 процентов», - констатировал Медведев. По словам лидера страны, энергоэффективность в России можно повысить на 40 процентов, но для этого нужно заниматься вопросом «не на бумаге, а по-серьезному». 
 
Не менее существенной становится экологическая проблематика. По данным Минэкономразвития,  в отношении России принято более сотни ограничительных мер, в том числе по экологическим критериям. «Зеленая тема» сулит энергетикам дополнительные расходы по статьям, которым ранее не уделялось особого внимания.  Стоит отметить, что в настоящее время в России не существует подготовленных специалистов, способных осуществлять качественный экоаудит объектов энергетики. 
 
И наконец, как уже отмечалось, вопросы экономики меркнут перед большой политикой. Вступив же в ВТО, Россия немедленно потеряет определённую степень контроля над своей энергетикой, а значит, утратит основной рычаг воздействия на Запад. Скептики приводят в качестве примера Китай, который горько пожалел о принятых на себя обязательствах после «победного» вступления в ВТО. Впрочем, даже если вступление России в организацию состоится в 2011 или 2012 году, то переходный период займет до семи лет, и у правительства будет возможность сгладить недочеты.
 
Антон Павлов

смотрите также

показать больше статей