Давос ставит на российскую экономику

Президент Дмитрий Медведев, принявший участие в экономическом форуме в Давосе, привал зарубежных инвесторов активнее участвовать в модернизации российской экономики и озвучил 10 направлений работы правительства.

27 Января 2011 10:06:00
автор: Анна Ефимовец
Президент РФ Дмитрий Медведев, принявший участие в экономическом форуме в Давосе, заявил, что приехал на него, несмотря на то, что визит пытались сорвать террористы, устроившие взрыв в аэропорту «Домодедово». Он привал зарубежных инвесторов активнее участвовать в модернизации российской экономики и озвучил 10 направлений работы правительства, которые будут способствовать привлечению инвестиций.
 
О развитии российской экономики
Российский президент признал, что в стране есть серьезные внутренние проблемы, но она не собирается выслушивать поучения из-за рубежа о том, как их решать. «Мы не достигли пока выдающихся успехов (по преодолению сложностей), но мы полны решимости двигаться дальше. Мы учимся сами, и мы готовы принимать дружеские советы, но вот поучать, конечно, нас не надо, надо работать вместе», - сказал Медведев. По словам президента, «у России действительно хватает трудностей и в построении правового государства, и в создании современной, эффективной экономики. Россия в наибольшей степени столкнулась с вызовом в виде терроризма и экстремизма, у России хватает социальных проблем, хотя за последние годы их стало меньше, наконец, Россия и все, кто принимает в ней решения, не застрахованы от обычных ошибок».
 
Глава государства перечислил 10 задач,  которые российские власти решают с целью улучшения инвестиционного климата в стране. В пять раз сокращен список стратегических предприятий; будут приватизированы десятки энергетических и инфраструктурных компаний; будет создан суверенный фонд, который разделит риски с иностранными инвесторами; отказ от введения специальных налогов, развитие российского финансового сектора; превращение Москвы в международный финансовый центр; присоединение России к Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); реализация программ энергоэффективности; развитие механизма обмена технологиями, в том числе и в военной сфере; инвестиции в человеческие ресурсы, образование будущих бизнесменов и чиновников за рубежом. Россия готова к одностороннему признанию дипломов и ученых степеней, выданных ведущими университетами мира; инфраструктурные проекты, связанные с развитием спорта и большими спортивными событиями, которые России предстоит провести, перечисляет ВВС направления развития, озвученные Медведевым.
 
Президент подчеркнул, что международному сообществу нужно понять, что в России действительно происходят важные изменения, она развивается и идет вперед.
 
Президент и премьер взяли курс на снижение энергоемкости нашей экономики к 2020 году. Какие задачи в этой связи ставят перед собой поставщики энергии? "Думаю, здесь уместно взять опыт европейских энергетических компаний", - рассказал "Неделе" гендиректор ОАО "ЭСКМО" Дмитрий Готлиб, - "к примеру, у "Электрисите де Франс" в структуре чистого дохода только 10% приходится на поставки электроэнергии, все остальное - на дополнительные сервисы, в том числе на энергоэффективность. Европейский рынок значительно более развит, чем у нас и сточки зрения конкуренции и с точки зрения менеджмента. Наши компании нужно ориентировать так, чтобы им было выгодно заниматься энергосбережением". 
 
 Интересно, а каковы аналогичные показатели российских компаний? "Практически 100%. Разве что "Мосэнергосбыт" только-только начал заниматься энергосбережением", - считает Готлиб, - "все другие энергосбытовые компании не ставят для себя сектор энергосбережения в качестве приоритетного направления деятельности, что в корне неправильно. В 2007 году Всемирный банк провел исследование и пришел к интересному выводу - если взять экономику России в целом, то мы можем экономить до 45% первичной энергии, которую потребляем. В металлургии энергоемкость значительно больше – у мартеновских печей чуть ли не в 10 раз идет перерасход энергии, и вся Европа их давно уже не использует".
 
По словам эксперта, наши руководители просто не жили в условиях экономии. Если вспомнить Советский союз, то у нас всегда были стройки масштабные, и никогда в принципе не экономили энергоресурсы. Сейчас ситуация кардинальным образом поменялась. Это просто необходимость для выживания бизнеса.
 
"Энергосбытовые компании должны выступать на стороне потребителя", - говорит Дмитрий Готлиб, - "они могут организовать высококачественный сервис в виде проведения энергетических аудитов, в виде содействия в привлечении инвестирования, допустим, через энегосервисные контракты. Иными словами, для нас самый лучший способ удержания клиента – это сотрудничество".
Как ни крути, сбытовая компания сильно ограничена в сбытовой надбавке. Организация энергоэффективности несет в себе значительно больший потенциал. Экономия на уровне 40% в год может принести сбытовой компании значительный доход. 
 
"Но деньги у нас сегодня все-таки дорогие", - подводит итог Готлиб, - "здесь государство, на мой взгляд, должно предусматривать, может быть, на уровне государственных банков – ВЭБ, ВТБ, Сбербанк – какое-то льготное финансирование для проектов в области энергосбережения. Потому что реализовывать проекты по энергоэффективности при ставке в 20% крайне сложно". Это не цена запчастей к стиральным машинам, а кое-что по-серьезней.
 
Беседовала Анна Ефимовец

 

смотрите также

показать больше статей