Тайна развода Романа Абрамовича

Василий Анисимов не отдает жене олигарха $200 млн. Содержание российско-грузинской интриги, которую организовал крупный российский бизнесмен, совладелец холдинга "Металлоинвест" Василий Анисимов, становится все более ясным.

14 Декабря 2010 14:31:38
автор: Яков Капица
Содержание российско-грузинской интриги, которую организовал крупный российский бизнесмен, совладелец холдинга «Металлоинвест» Василий Анисимов, становится все более ясным. Очевидно, Анисимов решил сблизиться с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, чтобы усилить свои позиции в борьбе за активы международного инвестиционного фонда Salford и компании Salford Georgia, управляющей активами фонда на территории Грузии. Фактически – в битве за наследство крупнейшего грузинского бизнесмена Бадри Патаркацишвили, скоропостижно скончавшегося при странных обстоятельствах в Лондоне в феврале 2008 года.
 
Как известно, 22 ноября 2010 года «Независимая газета» сообщила, что в начале ноября в одном из отелей Лондона Анисимов тайно встретился с Саакашвили и предложил свои посреднические услуги по урегулированию отношений между Грузией и Россией в перспективе 4-5 лет. При этом, как следует из публикации «Независимой газеты», Василий Анисимов ссылался на некие неформальные полномочия, якобы полученные им от президента РФ Дмитрия Медведева. Впрочем, до сих пор неизвестно, располагал ли бизнесмен какими-либо доказательствами наличия таких полномочий.
 
Зато известно другое. 8 ноября, буквально через несколько дней после вероятной встречи президента Грузии и российского бизнесмена в Лондоне, в Тбилиси были арестованы два топ-менеджера управляющей компании Salford Georgia: Георгий Гигинеишвили и Андрей Абашидзе. Тбилисский городской суд избрал им в виде предварительной меры пресечения двухмесячное заключение под стражу. Оба задержанных обвиняются по второй и третьей частям 180-й статьи Уголовного кодекса - незаконное присвоение чужого имущества в особо крупных размерах. Суд над Гигинеишвили и Абашидзе должен начаться 27 декабря. Фактически, менеджеров Salford Georgia обвиняют в выводе активов телекоммуникационной компании Magticom, которая является одним из крупнейших активов инвестиционного фонда Salford на территории Грузии.
 
Бесспорно, «после этого» не означает «вследствие этого». Но, не исключено, что определенная взаимосвязь между конфиденциальной встречей в лондонском отеле и арестом менеджеров Salford существует.
 
Дело в том, что формально никаких прав на активы Salford и наследство Бадри Патаркацишвили Василий Анисимов, конечно, не имеет. Патаркацишвили не оставил завещания, а Анисимов не является родственником покойного магната. Больше того: усопший грузинский олигарх, хотя и участвовал в создании инвестиционного фонда, также был лишь крупным клиентом, но не владельцем Salford или его управляющих структур.
 
Влияние Анисимова на дела Salford было исключительно неформальным и строилось на его теплых отношениях с Инной Гудавадзе – вдовой Бадри Патаркацишвили. Еще весной 2008-го, вскоре после смерти Бадри, российский бизнесмен смог убедить вдову, что сможет эффективно защитить и отстоять ее интересы. Инна Гудавадзе, не имевшая самостоятельного опыта ведения бизнеса, поверила своему контрагенту, которого она прежде не раз видела в обществе мужа. И поначалу Анисимов действительно помогал. Так, считается, что при его деятельном участии российские суды аннулировали «параллельный» брак Бадри Патаркацишвили с гражданкой РФ Ольгой Сафоновой, якобы заключенный в 1997 году в одном из ЗАГСов Санкт-Петербурга. В результате чего Ольга Сафонова, мать 15-летнего сына Бадри Давида, перестала оспаривать у г-жи Гудавадзе, статус супруги покойного магната. По некоторым данным, именно Анисимов оплачивал российских адвокатов вдовы Патаркацишвили.
 
Однако в последнее время отношения между Инной Гудавадзе и Василием Анисимовым несколько охладились: вдова узнала, что за ее спиной российский бизнесмен плетет определенные интриги, чтобы получить доступ к активам Бадри за пределами Грузии. Анисимов испугался потери неформального влияния на Salford. Сейчас для него такая потеря была бы особенно болезненной: похоже, подтверждаются слухи, что Василий Анисимов обещал добиться продажи контрольного пакета акций Magticom российскому сотовому оператору «Мегафон», который, в свою очередь, подконтролен Алишеру Усманову – крупнейшему партнеру Анисимова в металлургическом бизнесе (холдинг «Металлоинвест»). И если Анисимов не выполнит обязательств перед Усмановым, отношения между акционерами «Металлоинвеста» станут еще более напряженными.
 
Потому-то, видимо, Василий Анисимов и решил срочно встать на путь «российско-грузинского посредничества». Чтобы склонить на свою сторону Михаила Саакашвили и использовать полицейский ресурс грузинской власти в борьбе за Salford. Если эта версия верна, то Георгий Гигинеишвили и Андрей Абашидзе – заложники, с помощью которых и при поддержке грузинских властей российский бизнесмен пытается установить контроль над грузинской частью наследства Бадри Патаркацишвили. А сама технология напоминает всем известные захваты активов ЮКОСа или сделку по «приобретению» компании «Евросеть».
 
Но если даже эта технология не сработает, у Анисимова останется последнее, суперэффективное оружие – его жена Екатерина.
 
Екатерина – третья супруга Анисимова. Они познакомились 7 (по другим данным, 8) лет назад в лобби-баре одного из пятизвездочных отелей Москвы. Где молодая предприимчивая женщина искала свою, шестую звезду. Вскоре они поженились, и Екатерина Анисимова превратилась в незаменимую помощницу мужа в различных деликатных делах.
 
Публично Екатерина Анисимова «засветилась» только однажды – летом 2009 года. Тогда она прилетела на частном самолёте своего мужа (очевидно, том самом подержанном Bombardier, «юбилейном» подарке Бадри Патаркацишвили) в Иерусалим, чтобы забрать из Гефсиманской обители на Масличной горе мощи великой княгини Елизаветы Федоровны (Романовой). Екатерину сопровождал иерарх Русской православной Церкви за рубежом (РПЦЗ) епископ Женевский Михаил (Донсков). «Делегация» сослалась на то, что мощи святой великой должны быть перевезены в Москву якобы по просьбе тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова, а также Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Но никаких документов, подтверждающих позицию мэра и Патриарха, Екатерина Анисимова и епископ Михаил так и не предъявили. (Типичный стиль Василия Анисимова, не правда ли?). В результате им удалось после долгих уговоров, посулов и даже угроз забрать лишь часть мощей. А вся эта история закончилась громким внутрицерковным скандалом.
 
Немногие знают, что Василий Анисимов использовал свою жену Екатерину и для выполнения других «спецпоручений». Куда более серьезных.
 
Так, примерно в 2005 году Екатерина Анисимова (возможно, по заданию мужа) вступила в тесные с отношения с Ириной  Абрамович  (Маландиной), тогдашней женой олигарха  Романа   Абрамовича . Екатерина считается очень набожной (что, видимо, показала впоследствии история с мощами великой княгини Елизаветы Федоровны), и она постепенно увлекла новую подругу православием и общением с духовными отцами и братьями во Христе.
 
В процессе этого общения Ирина  Абрамович  узнала – скорее всего, непосредственно от Екатерины Анисимовой – про интрижку своего мужа с молодой моделью и гомеопатом Дарьей Жуковой. Неизвестно, чем закончилась бы вся эта история, если бы «духовные отцы», «братья во Христе» и «сестра Екатерина» не убедили жену  Абрамовича : любовный треугольник, да еще при наличии пяти детей, - это не по-христиански. Дальнейшее известно: громкий скандал осенью 2006-го и  развод   Романа  и Ирины  Абрамовичей  в феврале 2007 г. Как гласит легенда, сердобольный Василий Анисимов принял в судьбе оставленной жены  Абрамовича  живое участие: как и в случае с Инной Гудавадзе и Ольгой Сафоновой, он вроде бы привлек на помощь Ирине  Абрамович  известную лондонскую адвокатскую контору Sparks Tooth и на определенном этапе оплачивал услуги партнера этой конторы, суперадвоката Реймонда Туса по прозвищу «Челюсти», который должен был отстоять материальные интересы Ирины.
 
Правда, суперадвокат в результате не понадобился. Супруги договорились полюбовно. Как известно, по итогам  развода  Ирина  Абрамович  получила от мужа единовременную выплату в размере $300 млн. Немалые деньги, хотя и весьма скромные по сравнению со всем состоянием  Романа   Абрамовича . Но и этим деньгам быстро нашлось эффективное применение. Если верить версии, широко распространенной в русских кругах Лондона, Екатерина Анисимова, окончательно втершись в доверие к Ирине  Абрамович-Маландиной , убедила последнюю передать средства в управление … Василию Анисимову. Дескать, целее будут, ведь супруг Екатерины – не только истовый православный, духовное чадо о. Владимира Волгина и друг самого Патриарха Кирилла, но и выдающийся инвестиционный менеджер. И сделка состоялась – в конце 2007 года. Правда, не на всю сумму, а «только» на $200 млн. С тех пор средства, выплаченные  Абрамовичем  бывшей жене, находятся где-то у Анисимова. Точно так же, как $500 млн., выделенные Бадри Патаркацишвили на приобретение металлургических активов, и $250 млн., заплаченные Алишером Усмановым за издательский дом «Коммерсантъ». И, как всегда, ответ на вопрос «Где деньги?» отсутствует. «Выдающийся инвестиционный менеджер» такие вопросы предпочитает игнорировать. Не говоря уже о том, что, конечно же, робкие попытки Ирины  Абрамович  получить деньги назад наталкиваются на стену глухого непонимания со стороны ее «духовных друзей». Официальная версия гласит, что у Анисимова сейчас якобы нет денег. Были, но кончились. Наверное, все истратил на храм, чьим настоятелем является о. Владимир (Волгин), и на светские мероприятия с участием жены российского президента Светланы Медведевой. И на обслуживание самолета Bombardier, с помощью которого Михаила Саакашвили доставляли на ту самую тайную встречу в Лондон. Как говорил по схожему поводу косвенный (через Бадри Патаркацишвили) партнер и инвестор Анисимова Борис Березовский, «деньги были, деньги будут, сейчас денег нет». А документы по поводу $200 млн. между Ириной  Абрамович  и «духовным братом», скорее всего, оформлены так, что через суд получить эти деньги обратно будет очень сложно. Остается надеяться на порядочность Анисимова и милосердие его донельзя воцерковленной супруги.
 
Вскоре, очевидно, следует ожидать появления Екатерины Анисимовой и в Грузии. Цель – Инна Гудавадзе. Надо христианнейше, со слезой в голосе и молитвой на устах, убедить вдову Бадри Патаркацишвили, что Василий Анисимов остается ее лучшим, надежнейшим другом. И никто, кроме Анисимова, лучше не управится с активами фонда Salford и наследством Бадри вообще. А если надо – то можно ради такого случая и похлопотать об освобождении заложников, Георгия Гигинеишвили и Андрея Абашидзе. Они ведь хотят встретить Новый год и Рождество со своими семьями, не так ли? А у Василия Анисимова – длинные руки, он может многое.
 
И это правда. Руки у него даже слишком длинные. И, куда бы эти руки ни залезали, вскоре происходят загадочные смерти, аресты, громкие скандалы. И если Михаил Саакашвили с этим еще не столкнулся, то значит, ему просто пока повезло.
 

Яков Капица 

смотрите также

показать больше статей