Нас хотят поставить "на счетчик"

Сегодня Россия по энергорасточительности занимает 12-е место в мире, пропустив вперед Украину, Монголию и Танзанию. Эксперты считают, что только перевод энергетики на рыночные рельсы приведет к снижению тарифов.

05 Ноября 2010 13:40:12
автор: Антон Павлов
Когда реформа идет сверху, а не снизу, получается "не как лучше, а как всегда". Сегодня Россия по энергорасточительности занимает 12-е место в мире (в списке 121 страна), пропустив вперед Украину, Монголию, Танзанию, Казахстан и еще несколько мелких стран на разных стадиях развития — теплая компания. А ведь до начала периода промышленной революции (середина XIX века) русская печь по энергоэффективности превосходила английский камин в два-четыре раза.
 
В царской России эффективность использования энергии была выше, чем в США и в большинстве стран Западной Европы. Сегодня же мы отстали от тех же стран по энергоемкости на единицу валового национального продукта в два-четыре раза.
 
В конце ХХ века в России был накоплен огромный потенциал энергосбережения. К сожалению, мы его так и не реализовали. Здесь есть вина как государства, так и населения.
Ценовые и финансовые барьеры; тарифы, назначаемые непонятным и таинственным образом; барьеры, связанные с изменением структуры и организацией экономики; появившийся рынок, правила игры в котором не были ясны.
 
Большинство населения и промышленных предприятий в то время платили за энергоносители по постоянно меняющимся тарифам. Население во многих случаях не платило вообще. Правительство закрывало на это глаза, опасаясь социального взрыва. Население даже при желании не могло оплатить коммунальные услуги в полном объеме, так как находилось в нищенском положении и зачастую не могло обеспечить себя предметами первой необходимости.
 
Позиции государства начали меняться с момента полномасштабного вхождения в рыночную экономику. Появились законы, регламентирующие тарифную политику таких монополий, как, например, РАО ЕЭС, которые в какой-то мере обуздали их аппетиты. Но, к сожалению, поступление огромных финансовых средств уходило на выплаты дивидендов акционерам. Вклад в техническую модернизацию систем энергоснабжения стал минимальным. Зная степень износа сетей, монополист продавал наиболее проблемные предприятия, что приводило к банкротству покупателей и переносу их долгов на баланс государства. Вследствие таких процессов большинство теплоснабжающих предприятий России, которые обеспечивают во всех пониманиях жизнь людей, сегодня можно считать банкротами. Им крайне трудно привлечь заемные средства на реконструкцию. В итоге появляются такие непонятные правила, как, например, плата за подключение.
 
Во всех цивилизованных странах приветствуется просьба клиентов подключить их к системам энергообеспечения. Ведь это только способствует росту прибыли. У нас же это явление имеет другой знак. Например, компания строит жилой дом. Она вынуждена обращаться к поставщикам газа, тепловой энергии, воды, электроэнергии, которые непременно требуют огромных денег за право подключиться к своим сетям — якобы для модернизации основных фондов. Идет торговля воздухом. Застройщик платит эти деньги, строит внутриквартальные тепловые и электрические сети, затем передает их бесплатно — подчеркиваю, бесплатно! — на баланс энергоснабжающей организации, которая еще раз получает дополнительную прибыль. Еще более абсурдно выглядит ситуация, когда, к примеру, теплоснабжающая организация всячески откладывает принятие на свой баланс внутриквартальных тепловых сетей, но при этом взимает с застройщика плату за нормативные тепловые потери в чужих сетях. В случае же, если застройщик решается построить собственную котельную (устанавливается на крыше дома), то ему прежде необходимо будет получить подтверждение в теплоснабжающей организации о невозможности подключения объекта к централизованным сетям. Это создает дополнительный барьер и препятствует выбору возможно более дешевого и экономичного способа теплоснабжения.
 
Очевидно, что любой застройщик выдержать этого не может и переносит свои затраты на стоимость жилья, которая и так достигла астрономических величин.
 
Энергосбережение для России с ее климатом — единственная возможность обеспечить нормальную жизнь будущих поколений. Общий потенциал энергосбережения в стране составляет 45 процентов от полного потребления первичной энергии, что может сравниться с годовым потреблением первичной энергии во Франции. При этом наибольшим техническим потенциалом повышения энергоэффективности обладают жилые здания, производство электроэнергии и промышленность, далее идут транспорт и системы теплоснабжения. Объем неэффективно используемой энергии в жилых домах достигает 49% всей потребляемой ими энергии. По оценкам Всемирного банка, вклад России в освоение новых месторождений углеводородного сырья является бессмысленной тратой денег. Действительно, вложив 1 рубль в энергосбережение (модернизацию газотранспортных систем, систем транспорта нефти и нефтепродуктов, энергогенерирующих компаний), мы экономим, как минимум, 1 рубль, нежели разрабатывая новые месторождения. Кроме того, мы обеспечим новое поколение оборудованием, которое обойдется России в два раза дешевле, чем при движении по пути экстенсивного развития.
 
Вода идет по тупиковой схеме
Ругать государство — это наша национальная традиция. Проще всего, сидя на кухне, обсуждать гнусные действия муниципальных властей по повышению стоимости коммунальных услуг, когда при этом неплотно закрыты краны, впустую горит газ, течет бачок унитаза, во всех комнатах горит свет, работает никому не нужный телевизор, открыты форточки и балконная дверь.
 
Большая часть россиян, начиная со смутных времен перестройки, мечтала о больших просторных квартирах, собственных домах, дорогих автомобилях. Сегодня для части населения эти мечты осуществились — десяти процентам жителей страны принадлежат 90 процентов богатств. Тем не менее, вне зависимости от уровня достатка, абсолютное число россиян выросло с привычкой без счета использовать энергетические ресурсы, не задумываясь, что будут делать их дети и внуки. В среднем россиянин расходует ведро воды на то, чтобы почистить зубы и два ведра, чтобы побриться, что в тридцать раз больше, чем тратит несравнимо более богатый европеец.
 
Центр энергосбережения Московской области провел многочисленные аудиты жилого фонда в Подмосковье и других городах области. Результаты весьма плачевны. Например, стандартная четырехподъездная "хрущевка" потребляет в сутки около 60 кубометров холодной воды, 15 из них — это утечки через сантехнику. Мы предпочитаем мерзнуть в своих квартирах, хотя знаем, что, применив широко известные и простейшие меры утепления, можно практически беззатратно повысить температуру на 3 — 5°С.
 
Население враждебно настроено к энергоснабжающим компаниям, а те — к нему. Люди подкручивают тем или иным способом счетчики горячей и холодной воды. Компании самым беззастенчивым способом обманывают население, нарушая санитарные нормы и правила. Например, во многих домах даже ближнего Подмосковья нет циркуляции горячей воды. Она снабжается по тупиковой схеме через ЦТП, то есть, чтобы получить долгожданную теплую воду, нужно 5 — 10 минут сливать воду из крана. Тем временем счетчик горячей воды крутится, показания его оплачиваются. Кстати, по более высокому тарифу, нежели для холодной воды.
 
Что тут делать? "С точки зрения потребителей особое значение приобретают  такие методики энергоэффективности как энергоаудит и создание автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ), - говорит гендиректор ОАО "ЭСКМО" Дмитрий Готлиб. - Проведение энергоаудита направлено на оценку эффективности использования электроэнергии и выявление участков нерационального расходования энергоресурсов. ГотлибАИИС КУЭ обеспечивает контроль количественных и качественных показателей потребляемой электроэнергии. Наличие этой системы позволяет предприятию выйти на оптовый рынок электроэнергии, а ее применение дает возможность минимизировать затраты на электроэнергию и использовать более гибкие схемы тарифо- и ценообразования".
 
И только перевод энергетики на рыночные рельсы приведет к снижению тарифов. "Мы видим, что, несмотря на введение рынка, по-прежнему увеличивается стоимость газа, стоимость первичных энергоресурсов", - говорит гендиректор ОАО "ЭСКМО" Дмитрий Готлиб, - "сейчас Россия присоединяется к всевозможным протоколам в области экологии и соответственно растут расходы крупных генераторов электроэнергии. Чем ближе мы к требованиям Евросоюза, тем выше будут экологические отчисления и тем выше будут тарифы. Плюс надо помнить про износ оборудования, потому что многим станциям по 50 лет".
 
И все равно реформа "сбивает" тариф через механизм конкуренции. Между тем, государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, согласно статье 27 закона № 261, может осуществляться по ряду направлений. Основные их них: это содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Обучение использованию энергосервисных договоров (контрактов). Помощь в разработке и использовании объектов и технологий с высокой энергетической эффективностью. Содействие в строительстве многоквартирных домов с высоким классом энергоэффективности. Поддержка региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Реализация программ стимулирования производства и продажи товаров с высокой энергоэффективностью.
 
Богатые станут богаче, бедные — беднее
С электроэнергией проблем еще больше. Даже если налажен качественный учет электроэнергии — например, двухтарифные электросчетчики нового поколения, стереотипы поведения россиян практически идентичны. Человек, который говорит: "Уходя, гасите свет", считается занудой.
 
Чем ниже уровень знаний населения в области энергосбережения, тем выше уровень затрат из семейного бюджета. Покупая неэффективную модель холодильника, используя лампы накаливания вместо энергосберегающих, применяя бытовую технику низкого энергоэффективного класса, вы будете в течение длительного времени платить за электроэнергию в 2 — 3 раза больше, а стоимость ее из года в год растет.
 
Отдельной строкой стоит вопрос жилищного строительства, который со времен революции остается для россиян наиболее болезненным. Жилищный бум 60-х годов позволил расселить бараки, коммунальные квартиры, улучшить бытовые условия людей. Но в те времена никто не задумывался об энергозатратах на отопление подобных домов. Квартплата была такой низкой, что практически не учитывалась в расходах семейного бюджета. В счетах на оплату отсутствовали такие понятия, как отопление, горячее и холодное водоснабжение, газ, канализация.
 
Сейчас ситуация в системе ЖКХ изменилась. В соответствии с новым Федеральным законом № 261 от 23.11.2009 г. необходимо ставить как минимум один теплосчетчик на жилой дом. Стоимость его — от 150 тысяч рублей. Понятно, что достаточно обеспеченные люди, купившие квартиры в современных домах, построенных из материалов с многократно улучшенными теплотехническими характеристиками, будут платить за тепло значительно меньше, чем жители "хрущевок". То есть богатые станут богаче, а бедные — беднее.
 
Чтобы выйти из сложившейся ситуации, нужен целый комплекс мер. Это жесткий контроль государства за действиями энергопотребляющих и энергоснабжающих предприятий. Штрафные меры в отношении тех структур, которые не борются с энергорасточительством, перекладывая свои потери на плечи потребителей. Нужны обязательные энергетические обследования с целью выявления резервов экономии энергоресурсов. Надо стимулировать энергосберегающие проекты, хотя они в первое время будут затратными. Требуется введение государственной экспертизы энергоэффективности новых проектов (особенно в строительстве), вплоть до запрещения энергорасточительных инженерных решений. В состав госкомиссии, принимающей объект в эксплуатацию, должны быть введены специалисты в области энергосбережения.
 
Игорь Баиков, доктор технических наук

смотрите также

показать больше статей