Эффективность энергетики должна быть видимой

За год, прошедший после принятия закона об энергоэффективности, российские производители не стали менее расточительными. Т.е. до реального внедрения технологий руки так и не дошли.

09 Сентября 2010 17:07:49
автор: Анна Ефимовец
За год, прошедший после принятия закона об энергоэффективности, российские  производители не стали менее расточительными. Т.е. до реального внедрения технологий руки так и не дошли.
 
Не так давно на проходящей в Нью-Йорке на Ассамблеи ООН Россия подтвердила готовность повысить энергоэффективность экономики на 40%. Цель эта, безусловно, благая, однако, по мнению экспертов, пока в этом направлении у нас больше говорится, чем делается. И даже принятие в прошлом году специального закона никак не изменило ситуацию.
 
Курс на повышение энергоэффективности отечественной экономики был задан летом 2008 года Указом президента РФ о снижении к 2020 году энергоемкости ВВП не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом. Техническая возможность для этого есть. По расчетам Всемирного банка, Россия в состоянии сэкономить до 45% потребления первичной энергии. Для этого, правда, потребуется инвестировать около 320 млрд. долларов, однако все это окупится за несколько лет, поскольку ежегодная экономия должна составить около 80 млрд. долларов для конечных потребителей и 120–150 млрд. для экономики в целом. 
 
В ноябре прошлого года был принят закон об энергоэффективности и стимулировании энергосбережения, который предлагает два пути внедрения новых технологий – методы кнута и пряника. С одной стороны, предприятия и компании будут стимулировать льготными ставками по кредитам на энергосберегающее оборудование, налоговыми льготами. С другой – неэффективное оборудование будет объявлено вне закона, например, под запретом скоро окажутся традиционные лампы накаливания. Закону почти год, но существенных изменений пока не видно. 
 
По словам руководителя программы по стимулированию инвестиций в ресурсоэффективность Международной финансовой корпорации Яны Горбатенко, возникла двоякая ситуация. Закон приняли, но чтобы он заработал, нужно разработать и принять более 80 нормативных актов. Некоторые из них уже готовы, но остальные все еще в стадии разработки. "Пока нормативная база полностью не принята, нет всех последующих изменений и, что особенно важно, инструкций, как это применять, массового движения в сторону энергоэффективности, к сожалению, нет, – пояснила она. – Другой аспект проблемы – региональные программы. Крайний срок для их разработки был 1 августа, и в ряде регионов эти программы есть, и неплохие, но в других регионах из-за сжатых сроков они были написаны, что называется, на коленке и больше похожи на бумажные программы, чем на фактический план действий". Тем не менее, по словам эксперта, в последнее время наблюдается подъем интереса к энергоэффективности, и если три года назад эту тему вообще никто не поднимал, то теперь немало компаний и муниципалитетов искренне желают этим заниматься.
 
По словам эксперта института "Центр развития" Виталия Дементьева, главная проблема заключается в том, что прописанные в законе механизмы пока не работают, а регионы пока не знают, что с этим делать. "Анализируя региональные программы энергоэффективности, я пришел к выводу, что лишь у трети субъектов РФ программы носят качественный характер. У некоторых же они изложены на четырех листах, хотя должны занимать 40–50 страниц, – рассказал специалист. – Кроме того, требования федерального уровня разработчиками региональных программ просто не соблюдаются. Например, есть порядка 25 показателей, которые обязательно должны быть в программе и по ним должна вестись статистика. Но этого нет". По словам эксперта, если посмотреть на программы по всем субъектам РФ, то первые 3–4 года у нас будет в основном идти энергоаудит. То есть несколько лет из десяти оставшихся до 2020 года уйдет только на ревизию, чтобы понять, где и что экономить.
 
По словам Дмитрия Готлиба, гендиректора Энергосбытовой Компании Московской области, внедрение энергосберегающих технологий позволит отечественным производителям более успешно конкурировать с иностранными компаниями. "Во многих наших исследованиях мы видим, что по энергопотреблению на единицу продукции мы на 40–60% отстаем от аналогичных предприятий на Западе. Эта разница в энергоемкости транслируется в дополнительные 5–10% по операционной прибыли", – пояснил гендиректор ЭСКМО Дмитрий Готлиб. Зачастую, чтобы подтолкнуть бизнес к энергосбережению, достаточно примера "соседа" – каких результатов достигла компания в схожей ситуации. "Нужно несколько примеров в том же Подмосковье, причем хорошо задокументированных, особенно с точки зрения фактически достигнутой экономии. Также полезно описание: что и как делалось, с какими сложностями сталкивались. Даже если кто-то набил шишки и поделился этой информацией, это уже будет очень ценно", – подчеркнул эксперт.
 
Что же до населения, которое до 1 января 2012 года должно установить в своих квартирах несколько счетчиков на тепло, воду, газ), то Виталий Дементьев считает, что эта задача практически не выполнима. "Первое постановление правительства об установке счетчиков появилось в 1998 году, и вот спустя 12 лет, по данным Минэнерго, в жилом секторе счетчиков на тепло и воду установлено 25%, на газ – 20%, электроэнергию – 90%. Но даже эти небольшие цифры кажутся завышенными, – заметил эксперт. – Возникает вопрос, как сделать за два года то, что не получилось за 12? Я думаю, что все эти процессы будут реализованы с отставанием. Приведу пример: за последние три года в бюджетном секторе потребление энергоресурсов не сократилось вообще".
 
Анна Ефимовец

 

смотрите также

показать больше статей