Д.Готлиб: "энергоэффективности нужна мотивация"

Мы продолжаем опрос экспертов в области повышения энергоэффективности и энергосбережения. Что нужно, чтобы инвестиции в нее заработали в полную силу?

05 Июля 2010 18:16:17
автор: Алексей Валерьев
Газета "Неделя" продолжает опрос ведущих специалистов в области повышения энергоэффективности и энергосбережения. Что необходимо сделать для того, чтобы процессы конкуренции, инвестиционной привлекательности и льготного кредитования заработали в полную силу?
 
Сегодня об этом рассказывает генеральный директор ОАО "Энергосбытовая компания московской области" (ЭСКМО) Дмитрий Готлиб.
 
генеральный директор ОАО "Энергосбытовая компания московской области" (ЭСКМО) Дмитрий Готлиб"На сегодняшний день существует достаточно большой объем сдерживающих факторов развития энергосбережения в России", - считает гендиректор ОАО "Энергосбытовая компания московской области" (ЭСКМО) Дмитрий Готлиб, - "на ваш взгляд, что может мотивировать участников рынка электроэнергетики к реализации этой государственной инициативы? Для мотивации участников рынка следует повысить инвестиционную привлекательность энергосбережения: значительно увеличить тарифы и реализовать на практике программу льготного кредитования энергосбережения под государственные гарантии банкам". 
 
Интересно, в России это воспримут с пониманием? "Со стороны предприятий - главных потребителей энергоресурсов следует в первую очередь обратить внимание на повышение уровня информированности персонала и менеджмента о ситуации в сфере энергосбережения", - считает Дмитрий Готлиб, - "Я думаю, виной всему низкая культура производства, отсутствие систем учета расхода энергоресурсов, отсутствие политики в области энергоменеджмента и даже энергосбережения, отсутствие систем финансовой мотивации энергосбережения. Все это - основные причины невероятно высокой энергоемкости отечественных потребителей энергоресурсов".
 
По словам гендиректора Дмитрия Готлиба "ЭСКМО" готово вкладывать в энергоэффективные проекты собственные средства, если будет отработан механизм их возврата. "На сегодняшний день мы уже тесно сотрудничаем с администрациями ряда российских регионов и у нас есть примеры энергоэффективных объектов. Мы проведим комплексную модернизацию систем энергосбережения и готовы применять его более широко в любом регионе".
 
По словам эксперта введение всякого рода запретительных мер на применение конкретных типов энергопотребляющих устройств желательно синхронизировать с развитием их производства в России. Поэтому очень важно со стороны государства поддержать выпуск отечественной инновационной продукции. "Энергосбытовая компания московской области" (ЭСКМО) Компании заинтересованы прежде всего в мерах финансового стимулирования (налоговые и таможенные льготы и т.д.). Вместе с тем только государство может взять на себя миссию стимулировать распространение идей энергосбережения среди населения как конечного потребителя, а населению необходимо понять, что внедрение энергосберегающих технологий позволит экономить не только государственные деньги, но и семейный бюджет.
 
"На данный момент существуют декларации, определены некоторые санкции, но стимулы – самое главное – так и не созданы", - считает Дмитрий Готлиб, - "хотя реальных стимулов более чем достаточно. Об этом свидетельствует опыт предприятий, ТСЖ, коммунальных и муниципальных структур, которые успешно внедряют энергосберегающие технологии и получают от их применения совершенно реальный экономический эффект. Принятый в конце прошлого года закон об энергосбережении сделал эти стимулы более очевидными. Конечно, определенные препятствия существуют, но они есть всегда и в любом деле. Остается некоторая несогласованность между интересами потребителей и производителей энергоресурсов, в том числе в электроэнергетике и теплоснабжении".
 
Между тем, со стороны государства стимулов сейчас фактически нет. Правительство уже начинает предпринимать действия в этой области, запущен ряд пилотных проектов на региональном уровне, таких как "Энергоэффективный город", "Энергоэффективный квартал". Еще не решен вопрос кредитных и страховых продуктов для реализации перфоманс-контрактов. 
 
"Есть еще ментальная проблема: реакционность специалистов на местах", - считает Дмитрий Готлиб, - "изначально энергоресурсосбережение не ставилось приоритетной задачей при обучении энергетиков, и сегодня мы приходим к тому, что ряд специалистов старой закалки не готовы системно работать над вопросами энергоэффективности. Эту проблему можно решить, только изменив систему управления энергоресурсами на предприятиях, внедряя стандарты энергоменеджмента".
 
Если говорить о Европе, европейское сообщество опережает многие страны по развитию программ, направленных на стимулирование энергосбережения в строительстве, автомобильной индустрии, использовании возобновляемых источников для генерации электрической энергии и т.д. Усилия России в этом отношении, особенно в последнее время, демонстрируют тот же подход — переход от санкций к стимулированию энергосберегающих технологий. Например, на это направлен указ президента Медведева № 889 от 04.06.2008 о том, что российские предприятия, внедряющие у себя энергосберегающие технологии и возобновляемые энергоносители, будут получать скидки по тарифам и субсидии.
 
Так каким же должны быть ближайшие мероприятия со стороны госорганов по стимулированию к повышению энергоэффективности? Эксперты разводят руками: пока нет готовых рецептов, именно поэтому важно создать стимулы для реализации энергосберегающих программ. Целесообразно привлекать к управлению энергохозяйством энергосервисные компании, так как эффективны именно комплексные решения
 
"Для бюджетных организаций будет стимулом, если экономия от энергоэффективных мероприятий останется в их распоряжении не на один год, а на более длительную перспективу", - считает гендиректор ОАО "ЭСКМО" Дмитрий Готлиб, - "создание механизма субсидирования ставок по долгосрочным ресурсам, направленным в энергосберегающие проекты, станет стимулом для их экономической эффективности. Фонд, который бы выкупал у предприятий экономию, позволит финансировать и стимулировать наиболее интересные и эффективные проекты".
 
Со стороны госорганов достаточно важно продолжение политики выравнивания внутренних цен на электроэнергию и газ с ценами внешнего рынка. Несмотря на возможные краткосрочные социальные проблемы, в долгосрочном плане это даст стимул для развития более энергоэффективной экономики, а бизнесменам и потребителям — использовать энергосберегающие технологии.
 
"Предприятиям в первую очередь необходимо провести энергоаудит, чтобы понять, на каком уровне энергопотребления на единицу продукции они находятся", - подчеркивает генеральный директор ОАО " Энергосбытовая компания московской области" Дмитрий Готлиб, - "это сразу покажет уровень конкурентоспособности предприятия и определит необходимые мероприятия. Энергоэффективность — это вопрос выживания предприятия завтра. Потребители, а точнее конкурентная борьба за потребителя, и есть основной стимул. Необходимо поощрять и создавать условия для конкуренции".
 
Но, по словам эксперта, в России нет пока достаточной наработанной базы опыта ресурсоэнергосбережения. Многие проекты переносятся на российский рынок западными компаниями вместе с технологиями. И все же ко всему надо подходить разумно, иначе раз в год будем тип лампочек менять. Разрыва нет, есть бесхозяйственность. Когда будет у каждого процесса (производства, передачи и потребления) хозяин, тогда и перегоним. В масштабах государства нужна заинтересованность в экономии. Для ресурсосбережения нужен не опыт, а технологии и материалы, в том числе и импортные, из тех, которые применимы в силу природных условий в России.
 
Во-первых, в России есть замечательный опыт энергоресурсосбережения — достаточно ознакомиться с работами 1970-80-х годов по данной тематике или предложениями современных высокотехнологичных отечественных институтов. Отсутствует нормальная система транслирования информации и обмена данным опытом. О причинах огромного разрыва в темпах энергосбережения между нашей страной и индустриально развитыми странами упоминалось в ответе на первый вопрос: низкие тарифы, высокие ставки по кредитам, низкий уровень культуры энергосбережения у населения страны.
 
Но главный тренд задает сам рынок - спрос рождает предложение. Если вопрос энергосбережения станет вопросом выживания и развития компаний в конкурентной среде, то решение проблемы займет достаточно короткий период времени.
 
беседовал Алексей Павшин

смотрите также

показать больше статей