Д.Готлиб: "энергоэффективности нужна мотивация"
Мы продолжаем опрос экспертов в области повышения энергоэффективности и энергосбережения. Что нужно, чтобы инвестиции в нее заработали в полную силу?
05 Июля 2010 18:16:17
автор: Алексей Валерьев
Газета "Неделя" продолжает опрос ведущих специалистов в области повышения энергоэффективности и энергосбережения. Что необходимо сделать для того, чтобы процессы конкуренции, инвестиционной привлекательности и льготного кредитования заработали в полную силу?
Сегодня об этом рассказывает генеральный директор ОАО "Энергосбытовая компания московской области" (ЭСКМО) Дмитрий Готлиб.
"На сегодняшний день существует достаточно большой объем сдерживающих факторов развития энергосбережения в России", - считает
гендиректор ОАО "Энергосбытовая компания московской области" (ЭСКМО) Дмитрий Готлиб, - "на ваш взгляд, что может мотивировать участников рынка электроэнергетики к реализации этой государственной инициативы? Для мотивации участников рынка следует повысить инвестиционную привлекательность энергосбережения: значительно увеличить тарифы и реализовать на практике программу льготного кредитования энергосбережения под государственные гарантии банкам".
Интересно, в России это воспримут с пониманием? "Со стороны предприятий - главных потребителей энергоресурсов следует в первую очередь обратить внимание на повышение уровня информированности персонала и менеджмента о ситуации в сфере энергосбережения", - считает Дмитрий Готлиб, - "Я думаю, виной всему низкая культура производства, отсутствие систем учета расхода энергоресурсов, отсутствие политики в области энергоменеджмента и даже энергосбережения, отсутствие систем финансовой мотивации энергосбережения. Все это - основные причины невероятно высокой энергоемкости отечественных потребителей энергоресурсов".
По словам гендиректора Дмитрия Готлиба "ЭСКМО" готово вкладывать в энергоэффективные проекты собственные средства, если будет отработан механизм их возврата. "На сегодняшний день мы уже тесно сотрудничаем с администрациями ряда российских регионов и у нас есть примеры энергоэффективных объектов. Мы проведим комплексную модернизацию систем энергосбережения и готовы применять его более широко в любом регионе".
По словам эксперта введение всякого рода запретительных мер на применение конкретных типов энергопотребляющих устройств желательно синхронизировать с развитием их производства в России. Поэтому очень важно со стороны государства поддержать выпуск отечественной инновационной продукции.
Компании заинтересованы прежде всего в мерах финансового стимулирования (налоговые и таможенные льготы и т.д.). Вместе с тем только государство может взять на себя миссию стимулировать распространение идей энергосбережения среди населения как конечного потребителя, а населению необходимо понять, что внедрение энергосберегающих технологий позволит экономить не только государственные деньги, но и семейный бюджет.
"На данный момент существуют декларации, определены некоторые санкции, но стимулы – самое главное – так и не созданы", - считает Дмитрий Готлиб, - "хотя реальных стимулов более чем достаточно. Об этом свидетельствует опыт предприятий, ТСЖ, коммунальных и муниципальных структур, которые успешно внедряют энергосберегающие технологии и получают от их применения совершенно реальный экономический эффект. Принятый в конце прошлого года закон об энергосбережении сделал эти стимулы более очевидными. Конечно, определенные препятствия существуют, но они есть всегда и в любом деле. Остается некоторая несогласованность между интересами потребителей и производителей энергоресурсов, в том числе в электроэнергетике и теплоснабжении".
Между тем, со стороны государства стимулов сейчас фактически нет. Правительство уже начинает предпринимать действия в этой области, запущен ряд пилотных проектов на региональном уровне, таких как "Энергоэффективный город", "Энергоэффективный квартал". Еще не решен вопрос кредитных и страховых продуктов для реализации перфоманс-контрактов.
"Есть еще ментальная проблема: реакционность специалистов на местах", - считает Дмитрий Готлиб, - "изначально энергоресурсосбережение не ставилось приоритетной задачей при обучении энергетиков, и сегодня мы приходим к тому, что ряд специалистов старой закалки не готовы системно работать над вопросами энергоэффективности. Эту проблему можно решить, только изменив систему управления энергоресурсами на предприятиях, внедряя стандарты энергоменеджмента".
Если говорить о Европе, европейское сообщество опережает многие страны по развитию программ, направленных на стимулирование энергосбережения в строительстве, автомобильной индустрии, использовании возобновляемых источников для генерации электрической энергии и т.д. Усилия России в этом отношении, особенно в последнее время, демонстрируют тот же подход — переход от санкций к стимулированию энергосберегающих технологий. Например, на это направлен указ президента Медведева № 889 от 04.06.2008 о том, что российские предприятия, внедряющие у себя энергосберегающие технологии и возобновляемые энергоносители, будут получать скидки по тарифам и субсидии.
Так каким же должны быть ближайшие мероприятия со стороны госорганов по стимулированию к повышению энергоэффективности? Эксперты разводят руками: пока нет готовых рецептов, именно поэтому важно создать стимулы для реализации энергосберегающих программ. Целесообразно привлекать к управлению энергохозяйством энергосервисные компании, так как эффективны именно комплексные решения.
"Для бюджетных организаций будет стимулом, если экономия от энергоэффективных мероприятий останется в их распоряжении не на один год, а на более длительную перспективу", - считает гендиректор ОАО "ЭСКМО" Дмитрий Готлиб, - "создание механизма субсидирования ставок по долгосрочным ресурсам, направленным в энергосберегающие проекты, станет стимулом для их экономической эффективности. Фонд, который бы выкупал у предприятий экономию, позволит финансировать и стимулировать наиболее интересные и эффективные проекты".
Со стороны госорганов достаточно важно продолжение политики выравнивания внутренних цен на электроэнергию и газ с ценами внешнего рынка. Несмотря на возможные краткосрочные социальные проблемы, в долгосрочном плане это даст стимул для развития более энергоэффективной экономики, а бизнесменам и потребителям — использовать энергосберегающие технологии.
"Предприятиям в первую очередь необходимо провести энергоаудит, чтобы понять, на каком уровне энергопотребления на единицу продукции они находятся", - подчеркивает генеральный директор ОАО " Энергосбытовая компания московской области" Дмитрий Готлиб, - "это сразу покажет уровень конкурентоспособности предприятия и определит необходимые мероприятия. Энергоэффективность — это вопрос выживания предприятия завтра. Потребители, а точнее конкурентная борьба за потребителя, и есть основной стимул. Необходимо поощрять и создавать условия для конкуренции".
Но, по словам эксперта, в России нет пока достаточной наработанной базы опыта ресурсоэнергосбережения. Многие проекты переносятся на российский рынок западными компаниями вместе с технологиями. И все же ко всему надо подходить разумно, иначе раз в год будем тип лампочек менять. Разрыва нет, есть бесхозяйственность. Когда будет у каждого процесса (производства, передачи и потребления) хозяин, тогда и перегоним. В масштабах государства нужна заинтересованность в экономии. Для ресурсосбережения нужен не опыт, а технологии и материалы, в том числе и импортные, из тех, которые применимы в силу природных условий в России.
Во-первых, в России есть замечательный опыт энергоресурсосбережения — достаточно ознакомиться с работами 1970-80-х годов по данной тематике или предложениями современных высокотехнологичных отечественных институтов. Отсутствует нормальная система транслирования информации и обмена данным опытом. О причинах огромного разрыва в темпах энергосбережения между нашей страной и индустриально развитыми странами упоминалось в ответе на первый вопрос: низкие тарифы, высокие ставки по кредитам, низкий уровень культуры энергосбережения у населения страны.
Но главный тренд задает сам рынок - спрос рождает предложение. Если вопрос энергосбережения станет вопросом выживания и развития компаний в конкурентной среде, то решение проблемы займет достаточно короткий период времени.
беседовал Алексей Павшин
показать больше статей