Бизнесу в России доверяют молодые и образованные

День российского предпринимательства - праздник молодой. Но за все годы существования бизнеса в российской экономике деятельность предпринимателей нельзя назвать бесполезной.

26 Мая 2010 15:01:52
автор: Егор Парфенов

Указ о «Дне российского предпринимательства» и праздновании его 26 мая был подписан Президентом Владимиром Путиным в 2007 году. Примечательно, что право на предпринимательскую деятельность — это конституционное право, которое закреплено в статье 34 Конституции РФ. Но еще раньше, в эпоху существования Советского Союза, в соответствии с Законом СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986 года предпринимательская деятельность впервые приобрела законный статус.


После официального появления этого праздника многочисленные критики сочли его появившимся на свет «досрочно». Так, преждевременным назвал введение этого праздника вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс. Он отмечал, что действительность пока не соответствует каким-либо праздникам в отношении предпринимательства. А лидер «Демократического Союза» Валерия Новодворская и вовсе назвала этот праздник «Безусловным и предельным лицемерием». По её словам, «именно Владимир Путин загубил российское предпринимательство».
 

Между тем, за последние десятилетия можно наблюдать определенное структурное преобразование экономической системы. Предприниматели создают рабочие места, что в нашей стране, никогда прежде не знавшей безработицы, имеет приоритетное значение. Именно в секторе малого бизнеса создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса.


В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.
 

Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий. Количество малых предприятий, приходящееся на тысячу жителей в России меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Роль малого бизнеса в общественном производстве России также существенно разнится: от 10-11 % ВВП в России до 50-60 % в развитых странах мира. Бизнесмены в развитых странах являются основными создателями дополнительных рабочих мест. Например, в США только во второй трети прошлого века на малых и средних предприятиях создано 35 миллионов новых рабочих мест, в то время как на государственных предприятиях и компаниях крупного бизнеса число рабочих мест сократилось почти на 6 миллионов. Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых составляет: в США - 70%, Японии - 78%, Италии -73%, Франции - 54%.
 

Хотя в России в последнее время не растет количество малых предприятий, однако, именно они вносят значительный вклад в решение социально-экономических проблем. Даже в те периоды, когда в экономике страны наблюдался рост безработицы, на малых предприятиях численность персонала увеличивалась и в настоящее время вместе с индивидуальными предпринимателями составляет около 14 миллионов человек. Малыми предприятиями в России выпускается 9% промышленной продукции (в отдельных регионах - до 20%), создается около 10-12% ВНП – и это при том, что малыми предприятиями используется немногим более 3% основных фондов промышленности.
Одна из причин успешного развития малого бизнеса в странах с рыночной экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется малому. Малые предприятия зачастую создаются при крупных фирмах или сотрудничают с ними. Таким образом формируется принципиально новая структура экономики. Россия, по определению, уже зачислена в страны с рыночной экономикой. Однако большая часть бизнесменов и активная часть населения считают, что рыночной страну можно назвать с большой натяжкой. 

Блогер под ником Polaris написал в одном из своих постов: «Есть ощущение полного отделения власти и силовых структур от народа, как центральной, так и региональных. Есть ощущение разделения экономики на сырьевую часть и остальную. Власть опирается на сырьевую экономику, защищает ее интересы, живет на доходы от экспорта энергоносителей, металлов низкой степени передела, минерального сырья. На эти деньги реализуются блескучие проекты типа Олимпиады или силиконового Сколкова, содержатся силовые структуры. Остальное население перебивается как может на производстве для внутреннего спроса, торговле, услугах. Все это обложено по полной схеме налогами и арендной платой, взимание которых отточено, как во время охоты у крокодила.
Власть отстаивает интересы не народных масс, а эффективных менеджеров, называемых олигархами. Собственно, четкой границы между властью, олигархами и более мелким сырьевым бизнесом нет, это единый организм, оформленный организационно как партия власти. Любые попытки создать какой-то новый бизнес внизу рассматривается властью как пустая активность лишнего населения, не вредная, но и не интересная с точки зрения доходности для власти. Пытайтесь себе на здоровье. Мы вас проконтролируем по полной за ваши деньги, чтобы не отвечать в случае чего, что останется – вам на прокорм. Соответственно, у населения давно сформировалось ощущение жизни в режиме оккупации. Это вовсе не «доминирующее в стране люмпенско-потребительское отношение к роли государства», а ощущение безнадежности любой деятельности в этой ситуации».  

Отличительной особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. В целом ожидаемое широкомасштабное развитие малого бизнеса в России пока не состоялось. Одна из причин этого – экономические барьеры на пути входа малых предприятий на рынок. Другая – административные препоны. Чиновники продолжают «кошмарить бизнес» многочисленными проверками, борьба с административными барьерами ведется неэффективно.


По опросам ВЦИОМ, больше половины опрошенных (51%) считает, что деятельность российских бизнесменов и предпринимателей идет на пользу государству, 31% полагает, что она вредна, и 19% затруднились дать оценку. Старшее поколение участников опроса оценивает деятельность бизнеса в России отрицательно. Молодежь дает предпринимателям более высокие оценки (61% опрошенных в возрасте 18-24 лет назвали деятельность предпринимателей полезной). Схожая закономерность связана и с образованием респондентов: чем выше образовательный ценз, тем больше доверия к бизнесу.

Егор Парфенов

 

смотрите также

показать больше статей