Зачем России три корабля за 3,2 млрд. долларов?

Россия готова купить у французов боевой корабль вертолетоносец "Мистрал". Эксперты убеждены, что "игрушка" за 3 млрд. долларов окажется бесполезной для нашего флота… так зачем нам оно?

24 Мая 2010 13:41:05
автор: Николай Колинов
Министр обороны Анатолий Сердюков заявил в понедельник, что Россия находится на завершающем этапе переговоры о покупке французского боевого корабля 4 класса вертолетоносца "Mistral".
 
"На данный момент мы находимся в предконтрактной фазе переговоров о покупке военных кораблей с тремя государствами: Испания, Нидерланды и Франция. Сердюков "Мистрал"Мы планируем подписать контракт на поставку четырех из этих судов", - сказал Анатолий Сердюков.
Одно судно будет построено за рубежом, а другие три будут изготовлены с участием предприятий России, добавил он, в числе которых полное строительство одного судна.
 
Военные корабли, как ожидается, будут развернуты на Севере России и на Тихоокеанском флоте. Амфибия "Mistral" - судно высшего класса, стоимостью 600 млн евро (816 млн. долларов США). Для России эта покупка означает модернизацию устаревшего оборудования на флоте. Корабль Mistral весит почти 24 тыс. тонн, он второй по величине на французском флоте, может нести до 16 вертолетов, а также вмещать в себя целый батальон морской пехоты с бронетехникой.
 
Помощник президента РФ Аркадий Дворкович ранее заявил, что президенты России и Франции уже "касались" вопроса покупки Россией вертолетоносца. Этот вопрос так же будет обсуждаться при проведении двусторонних переговоров на международном экономическом форуме 17-19 июня в Санкт-Петербурге. Сердюков также сообщил, что Россия будет покупать только корабли. А бронетехнику будет производить на своих собственных предприятиях.
 
Зачем оно нам?
Почему выбор пал именно на этот корабль, а не какой-либо другой, насколько предложение "Мистраля" уникально на современном мировом рынке военно-морской техники? И нужен ли корабль такого класса российскому ВМФ?
 
По здравому размышлению пока что наш флот вполне может обойтись без такой дорогой покупки. Во-первых, "Мистраль", как представляется, не вписывается сегодня в концепцию боевого применения российской морской пехоты. Ведь, как говорят специалисты, получив на вооружение такой корабль, наш флот не сможет с его помощью проводить те морские десантные операции, которые отрабатываются уже на протяжении десятилетий, или по крайней мере не получит от него существенной помощи для проведения таких операций.
 
"Мистраль" создан в рамках западной концепции применения морской пехоты и проведения десантных операций. Эта концепция предусматривает передовое присутствие в наиболее важных районах Мирового океана и проведение высадки личного состава и боевой техники преимущественно на уже очищенное от противника побережье. Т.е. сами корабли находятся на значительном удалении от береговой черты, в том числе и по причине своей большой осадки. MistralВ частности, корабли "Mistral" не могут осуществлять в традиционном для нас понимании высадку боевой техники. Они могут только перебрасывать личный состав и технику на берег с помощью десантных катеров, что требует использования большого числа таких кораблей (не менее 3–4 в масштабах одной морской десантной операции), либо же привлечения к операции еще и других десантных кораблей, способных обеспечивать высадку боевой техники передовых ударных отрядов на плав, с целью захвата передового плацдарма с последующей переброской на него сил и средств с помощью транспортных вертолетов и десантных катеров.
 
Тогда возникает вопрос: если у нас будут большие десантные корабли, способные транспортировать морем до батальона морской пехоты с боевой техникой, то зачем нам большие "десантовозы" которые уже есть на оснащении нашего флота? Ведь у нас нет колониальных владений и военных баз, куда необходимо было бы перебрасывать большое количество военнослужащих и техники. К тому же президент Медведев обозначил "оборонительный" характер своей военной политики
 
Бороться с пиратами? Вот как раз для этой цели такие корабли совершенно не годятся, разве что под борьбой с пиратством подразумевать проведение масштабной морской десантной операции на захваченное этим отребьем побережье Сомали или иной другой страны.
 
Использовать же такие корабли в том направлении, как это принято у ВМС США и стран НАТО – то есть в роли плавучих баз мобильных соединений морской пехоты, демонстрируя силу? Но такие корабли не ходят одни – только в составе отряда боевых кораблей или амфибийного (авианосного) корабельного соединения. А у России нечем оборонять такие крупные десантные корабли.
 

Десантные корабли-доки типа Mistral
Универсальный десантный корабль ВМФ Франции призван выполнять функции десантно-вертолетного корабля-дока, войскового транспорта, плавучего госпиталя и корабля управления. Его длина - 199 м, ширина - 32 м, осадка - 6,2 м, полное водоизмещение - 21300 тонн.
Взлетно-посадочная палуба имеет площадь 5200 кв. м, на палубе размещено 6 взлетно-посадочных площадок для вертолетов типов NH-90 и Tiger.
 
В состав авиагруппы входят 16 вертолетов. Площадь вертолетного ангара составляет 1800 кв. м, доставка вертолетов на палубу осуществляется с помощью двух лифтов грузоподьемностью 13 тонн. Mistral может перевозить 60 автомобилей типа "Джип" или 13 основных боевых танка Leclerc, а также 450 полностью экипированных десантников (кратковременно возможно размещение до 900 человек). Общая площадь ангаров для техники составляет 2650 кв. м. Док-камера с размерами 57,5 x 15,4 x 8,2 м, площадью 885 кв. м рассчитана на транспортировку двух десантных катеров на воздушной подушке LCAC или четырех водоизмещающих танкодесантных катеров LCT.
 
Благодаря широкому внедрению средств автоматизации, экипаж состоит всего из 160 человек. В качестве корабля управления Mistral может принимать еще 150 человек. Имеются также 69 коек для перевозки раненых и соответствующее медицинское оборудование. 
 
Главная особенность десантного корабля Mistral - энергетическая установка. Дизель-генераторы обеспечивают током все системы корабля, в том числе и движительный комплекс. У корабля отсутствуют традиционные гребные валы. Две винторулевые колонки, способные вращаться на 360 градусов, обеспечивают скорость полного хода 19 узлов. Такая схема, ранее применявшаяся на современных круизных лайнерах и впервые внедренная на военном корабле, позволяет не только повысит маневренные качества, но и существенно увеличить полезную площадь внутренних помещений.
 
Mistral строился на верфях компаний DCN в Бресте (кормовая часть) и ALSTOM в Сен-Назере (носовая часть). В июле прошлого года носовую часть отбуксировали в Брест, где обе половинки "сшили". Сейчас на верфях DCN и ALSTOM ведется строительство второго такого корабля - Tonnerre.
 
подготовил Николай Колинов

смотрите также

показать больше статей